Контейнерные перевозки в России в целом и на Урале в частности в ближайшие годы могут получить активное развитие.
Как отмечают эксперты, сложилась ситуация, которая либо воплотит, либо развеет мечты железнодорожных перевозчиков. Россия сейчас обладает всеми технологиями в области контейнерных перевозок, и Урал мог бы стать лидером таких перевозок, если бы большинство грузов стало контейнерными.
Свердловская область является крупным центром потребления, производства и перераспределения продукции, ежедневно принимая и отправляя десятки тысяч тонн грузов. Пока в их структуре контейнерные грузы занимают небольшой процент. Связано это с тем, что грузоотправители области предпочитают вывозить свою продукцию, особенно для внутрироссийских поставок, автотранспортом. Соответственно, при небольшом спросе на контейнерные внутрироссийские отправки грузоперевозчикам невыгодно доставлять в область контейнеры. Они, вероятно, будут простаивать в ожидании погрузки, в отличие от тех контейнеров, которые направляются на экспортные отгрузки. Однако экономическая ситуация заставляет грузоотправителей присматриваться к более выгодным способам перевозки и на короткие расстояния. И большая доля продукции, ввозимой и вывозимой из Свердловской области, все же может встать на рельсы.
«В 2016 грузовладельцы начнут выбирать более экономичные виды транспортировки. Сегодня, чтобы отправить автотранспортом 20 тонн груза из Москвы в Екатеринбург, в среднем, придется заплатить 80 тысяч рублей. А в контейнере этот груз перевезут за 45 тысяч рублей. При этом, разница в сроках доставки – всего 3 дня. Поэтому ряд продукции выгоднее транспортировать по железной дороге. Это касается сахара, круп, макаронных изделий, а также метизов или, например, сварочных электродов и подшипников — весь тяжелый груз небольших размеров, который удобно возить в больших объемах. Автомобили со своей сравнительно небольшой грузоподъемностью продолжат работать со срочными и большими грузами», — сказал президент Уральской логистической ассоциации Сергей Шавзис.
К слову, свердловские компании уже стали задумываться, зачем переплачивать за быструю доставку, если груз не срочный. Так, в торговой компании «ДИП» хотя и имеют собственный автопарк, но в то же время активно используют железную дорогу для доставки грузов по всей России.
«Мы пользуемся и автомобильными, и железнодорожными перевозками. Срочные грузы отправляем автомобилями, а те, что не к спеху, идут железной дорогой. Сроки доставки, конечно, больше, но и цена практически в полтора раза ниже. В контейнерах мы везем консервы, специи, хозтовары и бытовую химию», — рассказал руководитель отдела транспортной логистики торговой компании «ДИП» Юрий Леленков.
По мнению управляющего Контейнерным терминалом «C.I.T.» (входит в ГК «Оборонснабсбыт») Валерия Денисова, в Свердловской области можно перевести на контейнерные перевозки большой сегмент рынка — металлоизделия: «Всем производителям стоит задуматься над тем, что большой объем импортного сырья, та же руда, идет в Россию, как и в другие страны, в контейнерах. Вся продукция заводов, которая идет на экспорт, в скором времени полностью будет отправляться в контейнерах — это самый удобный вид доставки, исключающий порчу продукции при перегрузке в портах».
Предприятия Свердловской области экспортируют огромное количество железной руды, а также черных, цветных, драгоценных металлов и изделий из них. Согласно статистике уральского таможенного управления, экспорт в январе-сентябре 2015 года в стоимостном выражении составил около 3,7 млрд. долларов.
В Свердловской области также появляются примеры контейнеризации неконтейнерных грузов. Советник генерального директора предприятия «СИБУР-Транс» Татьяна Оплетаева рассказала о применяемой практике балковых перевозок, когда насыпные грузы перевозятся в танк-контейнерах: «Хотела бы обратить внимание, что для таких предприятий, как «СИБУР-Транс» очень интересным видом перевозки продукции в большегрузных контейнерах являются балковые перевозки. Для них действуют железнодорожные тарифы, так что такие перевозки обходятся дешевле автомобильных».
Темпы роста контейнеризации в области за последний год составили 1,08 млн. тонн в год. Транспортная стратегия Свердловской области до 2030 года предполагает увеличение доли грузов, перевозимых в контейнерах, минимум до 8,8%. А в идеале, при реализации в Свердловской области распределительного транспортного узла, достижимы уровни контейнеризации и в 10%. Таким образом становится понятно, что мечты уральских грузоперевозчиков упаковать в контейнеры и переставить на рельсы достаточную часть грузов не утопия, а имеют под собой реальные предпосылки. Это наличие современных контейнерных терминалов, развитая железнодорожная инфраструктура, ежегодно возрастающая скорость доставки грузов по железной дороге и, конечно же, реальная денежная экономия.