В минувшую пятницу в Калининграде завершился VЮбилейный Балтийский транспортный форум, который проходил с 5 по 6 сентября параллельно с саммитом «Большой двадцатки». В Форуме приняли участие более 100 участников, в числе которых были представители государственных и коммерческих структур 6 стран ЕС и СНГ, а также представители федеральных и местных СМИ. Форум проходил при официальной поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации и Правительства Калининградской области.
Открыл V Балтийский транспортный форум заместитель Председателя Правительства Калининградской области Александр РОЛЬБИНОВ. В своей речи он признал, что в силу географического положения Калининградской области, экономическое развитие региона невозможно без совершенствования транспортного комплекса отечественной Балтии. Для этого необходима совместная работа по выработке решений и установлению благоприятного бизнес-климата в регионе.
Госструктуры на Форуме были представлены участниками не только от российских органов государственной и местной власти (Министерства транспорта РФ, Министерства регионального развития РФ, Федеральной антимонопольной службы России, Федерального агентства железнодорожного транспорта, Министерства развития инфраструктуры и Правительства Калининградской области, Калининградской областной думой и от других ведомств), но и от государственных органов соседних стран. С приветственным словом также выступил глава белоруской делегации Алексей АВРАМЕНКО, заместитель Министра транспорта и коммуникаций Республики Беларусь.
Открыл пленарную сессию «Транспорт Балтии: Евроазиатский железнодорожный транзит» Никита КАМЕНИР, заместитель руководителя Северо-Западного территориального управления Федерального агентства железнодорожного транспорта. Важной частью его доклада стала тема организации скоростного движения Москва – Санкт-Петербург – Хельсинки согласно Генеральной схеме развития железнодорожного и морского транспорта Северо-западного региона до 2020 года. В соответствии с этим проектом необходимый объем инвестиций составляет 47 млрд. рублей, из который 22 млрд рублей – на организацию скоростного движения и 25 млрд. рублей - на «вынос» грузового движения. Также он отметил, что порты Арктического и Балтийского бассейнов имеют позитивные тенденции в погрузке, в отличие от портов Черного моря. Именно поэтому большая часть экспорта и импорта идет именно по Октябрьской и Калининградской железной дороге.
Одной из основных проблем, который уже третий год подряд обсуждался в рамках пленарных сессий и круглых столов, стал вопрос транспортных тарифов. Сергей КОЛОМЕЕЦ, начальник Калининградской железной дороги, отметил, что в России и странах ЕС это общая проблема: участники рынка готовы снизить затраты, чего невозможно без государственного регулирования в области тарифной политики. «Думаю, что заинтересованным лицам целесообразно выйти с предложением в ФТС России о внесении изменений в действующие законодательные и подзаконные акты Таможенного союза и РФ по исключению указанного требования. Это сделает более привлекательным железнодорожно-паромный способ перемещения грузов между Калининградской областью и остальной частью Таможенного союза», – отметил начальник КЖД. Особенно «проблемным» участком он назвал линию «Усть-Луга – Балтийск». Владимир КАМИНСКИЙ, исполнительный директор Калининградского морского торгового порта, согласился, что эта проблема требует совместного трехстороннего решения России, Литвы и Беларуси.
Сергей Николаевич также представил статистику по результатам работы КЖД в 2013 году. Так, по сравнению с 2012 годом грузооборот вырос на 6,2%, погрузка – на 14,3%, участковая скорость выросла на 4,2%, а надежность доставки увеличилось почти на 20%.
Продолжил тему представитель Литовских железных дорог – заместитель генерального директора – глава Дирекции грузовых перевозок Стасис ГУДВАЛИС. Он заявил, что Россия и Калининградская область являются одним из основных партнеров ЛЖД в сфере перевозок, внешнеторговый оборот России и Литвы составил 6,7 млрд. долларов США по состояния на 2012 год при доле товарооборота Литвы с РФ в 27% по прогнозу на 2013 год. Еще один делегат Литовской республики Санкаускас ТАУТГИНАС, президент Литовской национальной ассоциации экспедиторов, рассказал об опыте сотрудничества с Литовскими железными дорогами и перспективы развития грузоперевозок железнодорожным транспортом и ассоциацией ЛИНЕКА.
Игорь ЗГУРСКИЙ, начальник службы грузовой работы и внешнеэкономической деятельности Белоруской железной дороги, в свою очередь представил доклад о транспортно-логистическом потенциале Белорусской железной дороги в обеспечении грузовых перевозок в направлении Калининградской области. Согласно данным БЖД, доля Калининградской области в общем объеме транзитных перевозок по итогам работы за 7 месяцев 2013 года составила 25% при общем объеме 26 млн. тонн. Он отметил эффективность создания таможенного пространства между Россией, Белоруссией и Казахстаном, что позволяет участникам транспортного рынка ускорить, упростить и удешевить прохождения таможенных границ по линии «Азия-ЕС». На этот же аспект обратил внимание и Сергей КУПРЕЕВ, гендиректор транспортно-логистического центра «БЕЛИНТЕРТРАНС». Белорусскую железную дорогу на Форуме также представлял Иван ВОЙТЕХОВИЧ, начальник службы перевозок БЖД, рассказавший об опыте и перспективах работы вагонным парком на Белорусской железной дороге в условиях сокращения общего парка железных дорог.
Заместитель Директора филиала ОАО «РЖД Логистика» в Санкт-Петербурге Евгений ВИНОКУРОВ в своей презентации наглядно представил основные направления деятельности компании, а также рассказал о комплексных услугах в сфере логистики. О другом виде грузоперевозок - контрейлерных перевозках - и об их возможностях в своей презентации рассказал Андрей ПАНИН, генеральный директор ООО «РусТрейл».
Представитель страны-участницы Таможенного союза Нуржан АЛПЫСПЕКОВ, сотрудник департамента маркетинга АО «KTZ Express», рассказал о развитии транспортно-логистической системы Республики Казахстан. По его словам, в целях привлечения транзитных грузопотоков, реализуются проекты, способствующие упрощению процесса организации международных поставок товаров и переориентацию грузопотоков с морских линий на трансказахстанские маршруты.
Платон МИРОНОВ, руководитель проектов службы технического сопровождения программ ОАО «Навигационно-информационные системы» - Официального Партнера Форума, лидера российского информационно-навигационного рынка с долей 40 %, входящий в ТОП-10 крупнейших компаний в сфере спутникового мониторинга транспорта, подробно представил деятельность компании. Основным направлением деятельность ОАО «НИС» в 2013 году стало создание региональных операторов в 20 субъектах Российской Федерации.
Завершил первую пленарную сессию Антон НИКИТИН, руководитель отдела развития ЗАО «Научно-производственного Центра «Промэлектроника», докладом о комплексном подходе к обеспечению безопасности движения поездов при внедрении систем железнодорожной автоматики, телемеханики и связи.
В рамках следующей пленарной сессии «Транспорт Балтии: межгосударственная и рыночная конкуренция за увеличение грузопотоков» вице-министр транспорта и коммуникаций Республики Литва Саулюс ГИРДАУСКАС представил доклад о конкурентных преимуществах транспортной отрасли Балтии, в котором дал следующую оценку потенциалу балтийских портов: «Широкие перспективы мы видим в расширяющемся товарообмене между странами Средней Азии и Азиатско–Тихоокеанского региона и Европы. Здесь порты Балтийских стран играют роль посредников между Востоком и Западом. Ежегодно более 400 млн. тонн грузов проходит по морским путям Балтики. А через 5 лет, согласно прогнозам Организации балтийских портов (ВРО), грузооборот региона удвоится». Также он озвучил меры по повышению конкурентоспособности Клайпедского порта: инвестиции, разумная система тарифов, развитие логистической цепочки по всему транзитному коридору и усиление роли партнерского сотрудничества.
Затем слово взял Алексей АВРАМЕНКО, заместитель министра транспорта и связи Республики Беларусь, чтобы представить доклад на тему: «Экспортный потенциал транспортного комплекса Республики Беларусь».
Алексей КЛЮНЕЕВ, заместитель министра развития инфраструктуры Калининградской области, сообщил о том, что найден инвестор для строительства глубоководного порта в Калининграде, на что планируется затратить около 36 млрд. рублей. Это стало одной из самых цитируемых новостей Форума. Тем не менее, по просьбе представителей компании, имя инвестора пока держится в секрете. Строительство порта в Калининграде входит в федеральную целевую программу развития транспортной системы России до 2015 года, проектные же работы начнутся уже в следующем году. Сегодня в качестве вариантов размещения порта есть несколько вариантов: на западном побережье в р-не Янтарного, Балтийск, на восточном берегу Приморской бухты и на мысе Северном. Работы начнутся в 2015 году со строительства контейнерного терминала.
Из проектов, которые на данный момент реализуются Министерством развития инфраструктуры Калининградской области, Клюнеев упомянул о расширении Международного пассажирского терминала с яхтенной мариной в г. Пионерский, строительство мостов в Калининграде и на Южном обходе Калининграда, строительство обхода г. Советска с мостовым переходом через реку Неман, строительство и реконструкция аэропорта «Храброво» и другие.
В своем докладе Алексей Михайлович коснулся цифр по грузообороту портового комплекса Калининградской области: суммарная годовая мощность составляется 40 млн.тонн, из которых 14,2 млн. тонн приходятся на порт Калининград по состоянию на 2013 год. Динамика же грузооборота в порту Калининград показывает, что докризисные объемы 2007 года еще не достигнуты (15,6 млн. тонн), однако выросли на 1,5 млн. тонн по сравнению с прошлым годом. Что же касается объемов грузоперевозок железнодорожным транспортом в Калининградском направлении, по официальному по прогнозу, в 2013 году составит 14,1 млн. тонн, что на 5,1 млн. тонн меньше, чем в 2007 году. Общая пропускная способность составляет 25 млн. тонн в год.
Другими спикерами этой сессии стали Наталия ЯКОВЕНКО, заместитель начальника Управления контроля транспорта и связи ФАС России, осветившая актуальные вопросы антимонопольного регулирования в сфере железнодорожных перевозок, и Юрий МАСЮК, генеральный директор РУП «Управляющая компания холдинга «Белавтодор», который рассказал о возможностях сотрудничества в области проектирования и строительства автомобильных дорог и сооружений на них, в том числе о развитии транспортного коридора «Клайпеда – Минск – Киев – Одесса».
Окончилась деловая часть первого дня Форума круглым столом «Порты Балтии: конкуренция за грузы». Султан БАТОВ, генеральный директор ООО «Балтийская Стивидорная Компания», рассказал, что в 2013 году объем инвестиций на развитие терминала БСК составит 530 млн. руб., в результате чего мощность терминала уже к ноябрю 2013 года по прогнозам должна вырасти до 300 тыс. TEU в год. В 2014 году объем инвестиций на развитие терминала планируется увеличить до 1,5 млрд. рублей. По завершении всех инвестиций общая мощность удвоится в сравнении с существующей и достигнет 400 тыс. TEU в год.
Еще одним спикером круглого стола стали Владимир КОЗЫРЕВ, президент Ассоциации стивидорных компаний порта Калининград, который отметил, что суммарный объем перевалки грузов в российский портах за период с 2011 года по 2030 год возрастет, по разным версиям, в 1,8-2,4 раза и оценивается в объемах 988,1 млн.тонн – 1286,8 млн.тонн. Важным также он счел отметить, что около 50% в структуре грузооборота порта Калининград составляет перевалка нефтепродуктов. Интересным фактом, стало, что ЗАО «Содружество-Соя» за 7 месяцев 2013 года увеличило грузооборот порта Калининград на 11,6% по сравнению с аналогичным периодов 2012 года. Нужно сказать, что увеличение объема перевозки соевых продуктов группы компаний «содружество – Соя» так же повлияло и на объемы грузооборота калининградских железнодорожников: динамика роста за 7 месяцев 2013 года составила 6,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, о чем упомянул ранее Серей Коломеец, начальник КЖД.
Андрей ТИМОФЕЕВ, начальник службы управления движением судов Калининградского управления Северо-Западного бассейнового филиала ФГУП «Росморморт», представил доклад о деятельности службы управления движением судов в порту Калининград .
В круглом столе о портах Балтии также приняли участие Вадим КЕМОКЛИДЗЕ, руководитель Калининградского филиала ФАУ «Российский морской регистр судоходства» и Алексей БУГАКОВ, главный специалист по организации работы морских пунктов пропуска и внешних связей ФГУ «Администрация морского порта Калининград». Оба докладчика коснулись темы безопасности и экологии в области морского транспорта.
Второй день Форума начался круглым столом «Калининградская область: интеграция в транспортный коридор «Восток – Запад»», который открыл Леонид СТЕПАНЮК, генеральный директор ООО «ДСВ ТРАНСПОРТ». Он заявил, что Калининградская область - это «пилотный» регион сотрудничества с ЕС. Интеграция экономики Калининградской области в макрорегион Балтики и в производственные связи с ЕС, по его словам, являются приоритетным направлением деятельности по экономическому развитию региона, однако также важно, чтобы план экономического развития российских территорий Балтии должен быть согласован с планами Литвы и Польши, принятыми на уровне ЕС. Основными направлениями развития являются энергетика, транспорт и связь. Кроме того, Леонид Павлович представил сравнительную статистику по стоимости и срокам доставки сорокафутового контейнера (в долларах США) при различных вариантах транспортировки из Шанхая до Калининграда: при доставке транссибирским путем стоимость составляет 6637 долларов и занимает 13 суток, а трансокеанский вариант стоит 3737 долларов при сроках в 31 день. Очевидна экономическая и временная разница: при необходимости почти в два раза сэкономить на доставке нужно пожертвовать 18 днями транзитного времени.
Платон МИРОНОВ, руководитель проектов службы технического сопровождения программ ОАО «Навигационно-информационные системы», в своем докладе представил сравнительные цифры по мировому объему товарооборота по основным линиям контейнерного грузопотока. Так, линия «Азия – Европа»– вторая по объему грузопотоков торговая линия после направления «Азия – Северная Америка» с оборотом 9 млн. TEU. При этом большая часть грузов идет через Суэцкий канал, а на долю транзита по территории Российской Федерации в направлении «Восток – Запад» приходится менее 1% мирового грузооборота. В ВВП России доля логистических издержек превышает 20%, тогда как средний мировой показатель составляет 11,4% (США – 9,4%, Япония – 8,7%, Германия – 8%, Италия – 10,6%, Индия – ок.14%). Для выхода на конкурирующие мировые позиции России необходимо внедрение новых современных технологий управления логистикой товарно-транспортных потоков.
Тему продолжил Василий КОСОВСКИЙ, директор НП «Институт пространственного планирования, развития и внешних связей». Он рассказал, что, по мнению представителей транспортного бизнес сообщества, основными проблемами интеграции Калининградской области в транспортный коридор «Восток – Запад» являются отсутствие в регионе необходимых портовых мощностей для удовлетворения современных потребностей, отсутствие системы логистических центров, тарифное регулирование транзита грузов через территорию Литовской республики и административные сложности на границах при транзите грузов.
Другими спикерами круглого стола стали Виталий МАКСИМОВ, председатель Совета директоров ООО «ТРАНСПРОЕКТ», Михаил ТАРАСОВ, заместитель генерального директора организации перевозок ООО «Карго Сервис», Сергей КАРАГОДИН, представитель ООО "Балтия+" в странах Балтии, и Софья КАТКОВА, руководитель проектов ООО «Морстройтехнология», независимый эксперт.
Завершением Балтийского транспортного форума стал круглый стол на тему «Взаимодействие государства и транспортного бизнес-сообщества», где свои доклады представили Кирилл ВЛАСОВ, председатель отраслевого отделения по логистике «Деловой России», Игорь САВОСЬКИН, заместитель начальника отдела таможенных процедур и таможенного контроля Калининградской областной таможни, Игорь САДОВСКИЙ, руководитель обособленного подразделения ООО «СТМ» в Калининграде, и Роман КОЗЛОВ, директор НП «Гильдия профессиональных участников рынка оказания услуг в области таможенного дела и ВЭД». К дискуссии были приглашены представители Министерства развития инфраструктуры Калининградской области, Департамента государственной политики в области морского и речного транспорта Министерства транспорта РФ, Евразийской экономической комиссии, Калининградской областной Думы и постоянного комитета по экономической политике и развитию инфраструктуры.
Финальным «аккордом» Форума стала экскурсия на терминал ООО «Балтийская Стивидорная Компания» в порту Калининград, которую провел Алексей ПАВЛОВ, директор по производству - начальник управления терминальных операций ООО «БСК». ООО «Балтийская стивидорная компания» (входит в Группу НМТП) осуществляет эксплуатацию контейнерного терминала в порту Балтийск. Конкурентным преимуществом терминала является его расположение на входе в Калининградский морской канал, который служит для прохода судов из Балтийского моря в Калининградский морской порт. Кроме того, терминал находится в незамерзающей глубоководной части Балтийского моря, что позволяет осуществлять навигацию и погрузочно-разгрузочные работы круглый год, прямое автомобильное сообщение с Калининградом существенно ускоряет доставку грузов.
В форуме приняли участие представители крупнейших российских и зарубежных компаний: ФГК, РЖД, Белорусская железная дорога, Литовские железные дороги, БТЛЦ, Белинтертранс-Литва, Белавтодор, Трансконтейнер, РЖД Логистика, Русагротранс, Росморпорт, РН-Бункер, Порт Усть-Луга транспортная компания, Нефтетранспорт, Морской банк, Калининградский морской торговый порт, BUSS Sea Terminal Sassnitz, Hafen-Entwicklungsgesellschaft Rostock mbH (Порт Росток) и многие другие.
Модераторами Форума стали Олег ДЬЯЧЕНКО, заместитель главного редактора журнала «РЖД-Парнер», Виталий ЧЕРНОВ, главный редактор PORTNEWS.RU, и Леонид СТЕПАНЮК, ген.директор ООО «ДСВ ТРАНСПОРТ».
По материалам: ИАА Portnews, журнал «РЖД- Партнер», «Эксперт – Северо-запад», Vesti.RU, ИА «Русский Запад», Kaliningrad.RU, Klops.RU, доклады участников.
Организатор форума: «ICF– Международные конференции».
Официальный спонсор форума: ОАО «Навигационно-информационные системы».
Генеральный информационный партнер: «РЖД - Партнер».
Официальный информационный партнер: газета «Транспорт России».
Эксклюзивный информационный партнер: «Морские Вести России».
Интернет-партнер: ИА «PortNews».
Стратегический медиа-партнер: журнал «ЛогИнфо».
Региональный информационный партнер: «Российская газета».
Отраслевой медиа-партнер: журнал «Морской бизнес Северо-Запада».
Информационные партнеры Форума: BaltInfo, еженедельник «Экономика и жизнь», «Таможенные новости», CustomsExpert.ru, «JURA-МОРЕ-SEA», «Морское страхование», «ФлотЭксперт», «Сириус. Транспортное обозрение», отраслевой портал «Логистика» - LOGISTICS.RU, портал LOGLINK.RU, журнал «Логистика», «Контейнерный бизнес», KORABEL.RU, «T-Comm», Таможенные портал ALTA.RU, Белорусский портал грузовых перевозок TRANCINFO.BY, «Кто есть кто на рынке спецтехники».
Сайт Форума: www.baltic.konfer.ru