Полигон создан на базе логистического складского комплекса "Шахово" в районе одноименной деревни в домодедовском районе Подмосковья.
Экспериментальная площадка построена девелоперским холдингом TIS по заказу транспортной компании Traft, которая в 2017 году планирует завершить испытания существующих аппаратно-технических комплексов для беспилотного управления и осуществить первый коммерческий рейс беспилотным грузовиком из своего автопарка. На данный момент полигон открыт только для тестирования грузовиков самой компании Traft, однако уже с августа 2017 года полигон сможет принять и других автопроизводителей, занимающихся разработкой и тестированием беспилотников. Соответствующие приглашения уже отправлены в российские представительства ряда компаний, в их числе VolgaBus, Volvo, Sollers.
По словам исполнительного директора Traft Артура Мурадяна, существующие полигоны, предназначенные для тестирования беспилотных транспортных средств, не подходят для компании: миниатюрная площадка в Ногинске не обладает должной инфраструктурой для тестирования грузовиков по методикам, разработанным в организации, а полигон в Набережных Челнах, на котором тестирование проводит «КамАЗ», расположен слишком далеко, и перевозить туда из Москвы беспилотные грузовики слишком дорого.
Сообщается, что шаховский полигон оборудован целой серией препятствий и специальных зон (локаций), на которых Traft планирует всесторонне протестировать возможности беспилотных грузовиков. Речь идет о таких зонах, как:
- Движение в потоке по дорогам общего пользования / Движение по пересеченной местности;
а) Длинная разгонная полоса с тремя видами дорожного полотна – идеальный новый асфальт с четкой разметкой;
б) покрытие средней степени потертости с колеями, неглубокими ямами среднего диаметра, с заметной, но местами прерываемой разметкой;
в) покрытие высокой степени потертости, переходящее местами в насыпь и плиты с необработанными швами, с ямами разного диаметра и глубиной от 1 до 20 см, с минимальным количеством разметки.
- Совершение маневров в потоке / Движение в потоке;
Полоса длиной 650 метров, со статичными и подвижными блоками разного размера и цвета, имитирующими различные транспортные средства (легковой автомобиль длиной до 3 метров, легковой автомобиль до 5 метров, внедорожник, Газель, фуры грузоподъемностью от 3 до 20 тонн, автобус, спецтехнику, мотоцикл, гужевой транспорт);
- Подъем и спуск с горы, эстакады, смотровой ямы;
- Змейка;
- Маневрирование в ограниченном пространстве, в том числе рядом с карой, корректировка положения грузовика для погрузки паллет;
- Движение в закрытом пространстве с ограниченном видимостью (слабое освещение, ограниченная видимость для датчиков системы беспилотного пилотирования);
- Задний ход;
- Проезд простых и сложных перекрестков;
- Зона выгрузки;
- Заправочная станция;
- Проезд шлагбаумов, КПП, переездов, досмотровых ям, въезд на эстакаду;
- Экстренное торможение на скорости 20 / 40 / 60 / 80 км/ч при загрузке фуры на 5, 25, 50 и 100%.
В Traft отмечают, что проблема любого полигона – в его предсказуемости. Пилоты автомобилей через короткий промежуток времени уже наизусть запоминают все изгибы трассы, поэтому тестирование происходит не совсем объективно. Этот момент был учтен при разработке площадки. Главная особенность полигона в Шахово – в программируемой изменчивости его ландшафта. Если у экспериментальной зоны для испытания беспилотников, которую в декабре 2016 года анонсировала французская компания Renault, китайский девелопер Caidian и совместное китайско-французское предприятие Dongfeng Renault Automotive Company, для беспилотников заранее известны все параметры (характеристики полотна, география трассы, расположение объектов дорожной инфраструктуры, дорожных знаков и т. п.), то на шаховском полигоне 90% пространства прямо во время тестирования можно моментально менять так, чтобы создавать беспилотнику эффект непредсказуемой дорожной обстановки, как это бывает в реальной жизни. Изменению в короткие сроки подвергается дорожное полотно (открываются специальные люки и полости, имитирующие ямы, выбоины и колеи), дорожные знаки затемняются с разной степенью интенсивности, создавая эффект плохой видимости, а движущиеся блоки из пеноматерилов, имитирующие автомобили, можно настроить на движения с разной амплитудой и скоростью, – под стать степени загруженности автомобильных дорог.
Основные локации полигона позволяют проводить на нем тестирования и легковых беспилотных автомобилей. Первые же тесты грузовых фур у Traft запланированы на май текущего года – к этому времени компания как раз завершит диагностику аппаратно-технических комплексов и программного обеспечения, предоставленного ей разработчиками в рамках открытого конкурса, объявленного в декабре 2016 года. На данный момент на конкурс подано 11 заявок от крупных производителей и небольших частных инженерных групп, две из них отклонены из-за несоответствия базовым требованиям в техническом задании; наиболее подходящее компании решение из оставшихся будет выбрано до конца марта.