Экспертное мнение
Железнодорожный транспорт постепенно теряет грузы, перевозимые на небольшие и средние расстояния, так как грузоотправители все чаще выбирают более быстрый автомобильный транспорт, несмотря не более высокую стоимость перевозок по сравнению с железнодорожным. С ноября 2015 г. планируется введение платы за проезд по федеральным трассам грузовых автомобилей массой свыше 12 тонн. Однако, по мнению ИПЕМ, данная мера существенно не скажется на увеличении стоимости проезда, и, соответственно, на тенденции перехода грузов с железнодорожного транспорта на автомобильный.
В последние годы железнодорожный транспорт стал всё больше стал специализироваться на перевозках массовых грузов большими партиями на значительные расстояния. В результате этого, а также роста экспортных перевозок, среднее расстояние перевозки грузов с 2006 по 2014 гг. выросло на 23% и достигло 1669 км, а доля низкодоходных грузов (уголь, минерально-строительные материалы и др.) в период с 2003 по 2013 гг. увеличилась с 53% до 57%. Одной из причин является существующая тарифная система на железнодорожном транспорте, которая стимулирует перевозки низкодоходных грузов на большие расстояния.
Однако при этом железнодорожный транспорт постепенно теряет высокодоходные и среднедоходные грузы: в период с 2006 по 2014 гг. железнодорожный транспорт потерял около 60 млн тонн грузов. Таким образом, нельзя не отметить возросшую межвидовую конкуренцию между железнодорожным и автомобильным транспортом. В настоящее время эффективное расстояние межвидовой конкуренции достигает 3000 км. Например, если в 2006 г. железнодорожном транспортом на расстоянии до 1000 км перевозилось 57,6% всех грузов, то в 2014 г. доля в перевозке 49,9%. Объём перевозок на расстоянии до 1000 км за аналогичный период снизился на 16,6% до 686,7 млн тонн в 2014 г.
В текущих экономических условиях при выборе вида транспорта для перевозки товара грузоотправитель, прежде всего, обращает внимание не на стоимость доставки товара, а на другие факторы: скорость доставки, простота оформления необходимых перевозочных документов и соблюдение сроков доставки.
В связи с этим в большинстве случаев автомобильный транспорт при транспортировке грузов на небольшие и средние расстояния оказывается более привлекательным для грузоотправителей. Например, при транспортировке лесоматериалов строительных из Вологды в Москву стоимость транспортировки железнодорожным транспортом оставляет около 527 руб./т, а стоимость транспортировки при использовании автомобильного транспорта около 1300 руб./т. При этом время доставки на железнодорожном транспорте около 7 суток, а на автомобильном – менее суток. При перевозке цемента из Воскресенска в Москву стоимость и время доставки при использовании железнодорожного транспорта составляет около 237 руб./т и 5 суток соответственно, при использовании автомобильного транспорта: около 500 руб./т и 3 часа.
Таким образом, железнодорожный транспорт выигрывает у автомобильного по стоимости перевозки, но значительно проигрывает по времени доставки.
С ноября 2015 г. планируется введение платы за проезд по федеральным трассам грузовых автомобилей массой свыше 12 тонн, что, в первую очередь, отразится на грузоотправителях, использующих автомобильный транспорт, и разница в стоимости перевозки ещё больше возрастёт. При этом стоимость оплаты 1 км пути остаётся под вопросом. Изначально 1 км пути был оценён в 3,5 рубля. После этого Председатель Правительства РФ Д. Медведев подписал постановление об увеличении стоимости проезда до 3,73 руб./км. Позже Министерство экономического развития Российской Федерации выступило с предложением уменьшить плату до 0,64 руб./км.
Однако введение платы за проезд грузовых автомобилей массой свыше 12 тонн значительно не скажется на увеличении стоимости транспортировки. Например, на рассматриваемом маршруте из Вологды в Москву при тарифе в 3,73 руб./км стоимость перевозки вырастет на 7%. Скорее всего на автоперевозчиков в большей степени повлияет последствия контроля перегруза автомобиля и накладных, чем введение платы за проезд.
Таким образом, введение платы за проезд грузовых автомобилей массой свыше 12 тонн существенно не отразится на сложившейся тенденции к переходу грузов с железнодорожного транспорта на автомобильный.
Александр Слободяник,
ведущий эксперт-аналитик отдела исследований грузовых перевозок,
Институт проблем естественных монополий (ИПЕМ)