В 2015 году на р. Лена складывается беспрецедентная ситуация с обеспечением перевозки грузов речным транспортом.
В Якутию в рамках навигации текущего года планировалось завезти более 3 млн тонн различных грузов, что на 800 тыс. тонн больше рекордных объемов навигации прошлого года.
Увеличение объемов, в первую очередь, связано с нуждами компании «Газпром» для строительства газопровода «Сила Сибири». Так, навигационным путем в Ленский район Якутии для «Силы Сибири» планировалось доставить 639 тыс. тонн трубной продукции, более 120 тыс. тонн плит и более 1400 единиц специальной техники. На сегодняшний день отставание от графика доставки составило более 50%.
Кроме того, необходимо обеспечить северный завоз в объеме более 1,5 млн тонн грузов для жизнеобеспечения населения.
Но к началу навигации-2015 флота стало меньше, портовая инфраструктура не изменилась, а прогноз гидрологов по уровню воды в Лене на оставшуюся часть навигации-2015 хуже, чем в прошлом маловодном году. Так уже сегодня, в конце июля, глубины на судовом ходе от Усть-Кута до Киренска стали ниже 180 см, что более характерно для средины августа, и уровень воды падает ежедневно на 3-5 см.
Все это привело к возникновению «заторов» в порту Осетрово и на станции Лена в Усть-Куте уже во второй половине июля – начале августа. Как минимум 400-600 тыс. тонн грузов не пройдут через «бутылочное горлышко» Усть-Кута до окончания навигации и останутся в портах для перевозки по зимникам. Однако возможности перевозки по зимникам ограничены пропускной способностью зимних дорог и такой дополнительный объем перевезти по ним не представляется возможным. Кроме того, перевозка по зимникам в 3-3,5 раза дороже перевозки по реке в период навигации.
Учитывая складывающуюся ситуацию, компания «РИ Лог» разработала альтернативную схему доставки грузов в Ленский район и на Чаяндинское НГКМ:
1. Грузы по ЖД перевозятся на станцию Нерюнгри ЯЖД, минуя станцию Лена.
2. Вблизи станции Нерюнгри мы принимаем вагоны или целиком маршрут (55-65 вагонов) с грузом на свои подъездные пути и перегружаем на автотранспорт. При необходимости обеспечиваем хранение грузов на своем терминале на открытых площадках площадью более 15 Га.
3. Автотранспортом перевозим грузы из Нерюнгри на причал в Нижнем Бестяхе и перегружаем на речные суда.
4. Доставляем по реке до Ленска или Витима, выгружаем на берег и отвозим автотранспортом до места назначения.
Для речных перевозок у нас в аренде находятся 3 баржи с аппарелями для накатки самоходной техники, самоходные и буксируемые баржи общим дедвейтом более 12 тыс. тонн.
Конечно, перевозка грузов через Нерюнгри – Нижний Бестях дороже перевозки через Усть-Кут, но это реальная возможность довезти груз до места назначения в навигационный период и альтернатива вынужденной перевозке по зимникам тех грузов, которые не смогут отгрузиться на реку в Усть-Куте.
Виктор Ерукаев, генеральный директор ООО "РИ Лог"