Российская транспортная логистика разворачивается на восток, что связано со снижением товарооборота с европейскими странами.
И если из стран ЕС основными перевозчиками грузов были автотранспортные предприятия, то доминирующим средством доставки с восточных направлений становится железнодорожный транспорт. Автопредприятиям же при этом остается «первая и последняя мили».
По данным главы АСМАП в УрФО и Пермском крае Александра Салаутина, в среднем число рейсов уральских автотранспортных компаний в страны Европы сократилось на 10-12% в 2014 году в сравнении с 2013 годом.
«Если говорить о конкретных направлениях, то количество рейсов на Германию уменьшилось в 2014 году на 28% по сравнению с 2013 годом, в Бельгию – на 51%, в Италию – на 52%, в Польшу – на 12%, в Нидерланды – на 23%, в Швецию – на 25%, в Финляндию – на 1%. Согласно нашим наблюдениям, вслед за снижением количества рейсов снижается и объем перевозимых грузов», - отметил Александр Салаутин.
Его слова подтверждает исполнительный директор автотранспортной компании «Транс-Холл» Алексей Ожегин: «В январе объемы перевозок стали раза в 2-3 меньше, чем в январе прошлого года. Такая ситуация наблюдается у многих автотранспортных компаний».
Автотранспортным компаниям будет сложно перестроиться на «восточную» схему работы. В частности, Китай запрещает российским автомобилям продвигаться на территории страны больше, чем на 50 км от границы, что существенно осложняет логистику. Кроме того, расстояния от Екатеринбурга до Дальневосточных портов несравнимо больше, чем до Екатеринбурга от Москвы, а это ведет к значительному увеличению продолжительности и удорожанию автоперевозок. А вот по железной дороге, а именно по Транссибирской магистрали, грузы можно доставлять до Екатеринбурга за 7 дней.
По словам управляющего контейнерным терминалом C.I.T. (входит в ГК «Оборонснабсбыт») Валерия Денисова, железнодорожный транспорт является главной транспортной магистралью от Урала до Дальнего Востока и способен справиться с повышением грузооборота.
«Переориентация на железную дорогу уже происходит, поток товаров из Китая и с Дальнего Востока расширяется. И пока Екатеринбург и Свердловская область вполне успешно справляется с этим потоком. Думаю, они без проблем справятся и с большими объемами. То же самое можно сказать и о Дальневосточных терминалах. На данный момент возрос объем перевалки обычных грузов, а вот поток импорта контейнерных грузов возрос незначительно, так что потенциал у терминалов на Дальнем Востоке есть», - говорит Валерий Денисов.
В этом году Дальневосточная железная дорога зарегистрировала повышение грузопотока по обоим направлениям, а по экспорту товара в феврале 2015 года поставила рекорд за все время функционирования ДВЖД, транспортировав за сутки 669 вагонов.
В ближайшее время возможности железной дороги по грузообороту с Китаем должны в разы увеличиться. Это связано с намерением КНР реализовать проект Восточного шелкового пути, одним из основных направлений которого является создание железной дороги Суйфэньхэ - Маньчжурия - Россия – Европа. По новому транспортному коридору пойдут не только грузы из регионов Северо-Востока Китая, но и из дельты реки Янцзы, дельты реки Чжуцзян, из Пекина, Тяньцзиня, провинции Хэбэй, а также грузы из России во встречном направлении.