16 марта 2018 года на конференции «Рынок перевозок нефти и нефтепродуктов» Институт проблем естественных монополий (ИПЕМ) совместно с MAXConference провели опрос представителей отрасли на тему конкуренции между видами транспорта при перевозках нефтяных грузов.
Половина участников опроса указала в качестве критичной ставку операторов свыше 800 руб./сутки, а также более трети респондентов отметили, что проблема дефицита подвижного состава сохраняется.
В опросе приняли участие более половины делегатов конференции. Участники анкетирования распределились следующим образом: 35% составили представители логистических компаний, 26% - операторов грузовых вагонов, по 18% у грузоотправителей и экспертного сообщества, 3% - представители ОАО «РЖД». Также 55% указали, что в работе используют вагоны сторонних операторов, а 45% участников - собственный парк вагонов.
Как показали результаты исследования, для половины участников опроса ставка за услуги операторов свыше 800 руб./сутки является критичной. При этом рост ставок с начала года отмечает также половина участников.
Касательно взаимодействия с операторами 81% респондентов отметили, что контрактовка включает долгосрочные договоры, при этом 30% указали, что обязательства по существующим таким договорам не выполняются. Также 35% участников опроса отметили проблему дефицита подвижного состава (в первую очередь, газовых цистерн). Относительно инновационных вагонов (нагрузка 25 т/ось и выше) 68% опрошенных указали, что у них нет потребности в таком подвижном составе.
Отмечая переключение нефтяных грузов с железной дороги на трубопроводный транспорт (указали 70% респондентов), участники опроса указали, что повышение дифференцированности тарифной политики будет способствовать повышение конкурентоспособности железнодорожного транспорта в сравнении с трубопроводом: так ответили 72% опрошенных.
Дополнительно 58% участников прогнозирует рост объёма перевозки всех грузов железнодорожным транспортом в 2018 году на уровне 0,9%, при этом 72% считают, что произойдёт снижение перевозки нефтяных грузов на 2,3%.
В среднем участники опроса оценивают качество работы железнодорожного транспорта на 3,4 балла из 5. Выше всего оценивается работа отрасли по обеспечению надёжности доставки и возможности отслеживания вагонов в пути следования - по 3,9 балла. Ниже всего оцениваются процессы ценообразования на услуги ППЖТ (2,9 балла) и обоснования отцепок в ТОР (2,8). В качестве первоочередных мер улучшения качества услуг железнодорожного транспорта респонденты указали проведение предварительной сортировки вагонов перед погрузкой (29%), изменение межремонтных пробегов отдельных узлов вагонов (18%) и повышение качества очистки вагонов (16%).