АСЕХ мастер-класс: Дроны заселяют небо

Беспилотные летательные аппараты – дроны – так прочно вошли в нашу жизнь, что уже редко какой выпуск новостей обходится без упоминания об их участии в разнообразных событиях. Они воюют, ищут пострадавших от урагана, снимают кино, тушат пожары в небоскребах, доставляют в дикие горы кровяную сыворотку для разбившегося туриста и, наконец, аккуратно сгружают на вашем крыльце горячую пиццу.

Дистанционно управляемые дроны появились с изобретением радио. Создание первого действующего прототипа связывают с именем легендарного изобретателя Николы Теслы. Устройство еще не летало – плавало в бассейне, но исправно исполняло команды, чем потрясло нью-йоркскую публику 1899 года. Особенно военных, которые плотно оседлали этот рынок – лет на сто вперед.

Во время Первой мировой войны активно велись разработки летающих дронов, но в боевых действиях они не участвовали. Первый полноценный беспилотный летательный аппарат был создан в 1935 году на базе биплана Queen Bee.

В 21-м веке человечество как будто «разглядело» наконец перспективы применения летающих беспилотников для гражданских целей. В последнее десятилетие их число стремительно растет, опережая самые смелые прогнозы.

Один из наиболее заметных трендов сегодняшнего дня – использование дронов в логистических целях. Здесь превалируют два направления: складские дроны, считывающие штрих-коды на упаковках, и дроны для доставки «последней мили». 7 декабря 2016 года Джефф Безос, основатель крупнейшего в мире онлайн-ритейлера Amazon, известил СМИ о первой доставке с помощью дрона. Клиент из Великобритании заказал телевизионную приставку и поп-корн. С момента заказа до доставки товара прошло 13 минут. Впрочем, приоритет в этой области оспаривает логистическая компания DHL, которая утверждает, что организовала доставку дронами еще в мае 2016-го, ее первенство, в свою очередь, оспаривает Google, и скромно в сторонке внимает этим спорам российская компания «ДоДо Пицца», доставившая первую еду с помощью дрона еще 21 июня 2014 года в Сыктывкаре.

Сооснователь компании Kiva Systems, занимающейся разработкой БПЛА, оценил стоимость доставки дронами груза не более 2 кг «на последней миле»: она составляет $0,1. Наземная доставка груза, аналогичного по параметрам, стоит от $2 до $8[1].

Несмотря на то, что плюсы доставки дронами, казалось бы, очевидны, препонов на пути развертывания этого сервиса – множество. Приходится решать проблемы, связанные с законодательной базой, с кибербезопасностью, ну и технические, разумеется. Поэтому тестируются самые разные варианты доставки: сброс груза на парашюте, спуск на тросе, доставка на специально установленную площадку, в почтомат, во внутренний двор, на крышу, в окно, консьержу, пешему курьеру, ездящему роботу и т.д.

Александра Чагина, заместитель генерального директора по развитию бизнеса, ACEX Group: «При всей перспективности использования дронов для доставки последней мили, есть нерешаемые проблемы, которые пока у нас никто не решает. Первое: вопрос со страховкой: если посылку украдут или повредят, кто возместит ущерб? Второе: Wi-Fi в каждой практически квартире в многоэтажках будет вызывать сбой навигации, мешать дронам найти нужный адрес. Третье: отсутствие оснащённых мест, куда можно доставить посылку с гарантией, что её оттуда заберёт только тот, кому она предназначена».

 

 

Так что до использования дронов для доставки в мегаполисах – еще далеко. Зато это эффективное решение для отдаленных и сельских районов. Так, система под названием HorseFly (слепень) оперирует дронами, запускаемыми с грузовика. Автономный аппарат взлетает с крыши грузовика, доставляет посылку по нужному адресу, после чего возвращается на крышу и заряжается для следующей доставки. Amazon тоже имеет патент на башню-улей, откуда дроны с посылками вылетают к адресатам.

В России доставки дронами сегодня нет. Во-первых, с 27 сентября этого года все дроны весом от 250 г до 30 кг подлежат постановке на учет. При этом судимость или употребление наркотиков может послужить основанием для отказа в регистрации. Дроны тяжелее 30 кг регистрируются так же, как пилотируемые воздушные суда. Желающие запустить свой дрон над Москвой должны получать специальное разрешение. Во-вторых, федеральным законодательством Российской Федерации, а именно 54-Ф3, установлено, что оплата товара при получении, заказанного через Интернет, возможна только с помощью кассы. На данный момент коптер не имеет такой функции, что делает его использование доступным только для оплаченных посылок. И это еще не все проблемы.

Евгения Видулина, координатор агентской сети, ACEX Москва: «На текущий момент какой-то минимальный спрос на подобную услугу может быть только в Москве или Санкт-Петербурге, потому что в остальных городах стоимость стандартного сервиса доставки достаточно низкая. Если мы говорим о курьерских доставках, то приоритет большинство клиентов будет отдавать именно стоимости доставки. К тому же Москва – это бесполетная зона. То есть спрос, скорее всего, исходит от «технофриков» – людей, настроенных и увлеченных техническим прогрессом, при этом целевая аудитория находится в зоне, где возможности использования дронов для доставки ограничены на законодательном уровне».

 

 

 

Доставка, осуществленная компанией «ДоДо Пицца», была скорее шоу, чем реальной коммерцией. К тому же власти оштрафовали предприятие за незаконное использование воздушного пространства, чем надолго отбили охоту у других заниматься данной темой. Кроме «Почты России». Но ее дрон, который в апреле прошлого года должен был продемонстрировать миру выгоду доставки посылок по воздуху, едва взлетев, разбился о ближайшую стену.

Самые оптимистичные прогнозы относят появление в России доставки дронами к 2025 году. Впрочем, нет сомнений, что когда-то это будет. Беспилотные технологии развиваются быстрыми темпами, и дроны все гуще заселяют наше небо. По оценке NASA, к концу этого года в мире будет насчитываться 7 миллионов дронов, из них 2,6 миллиона – коммерческих.

Андрей Баранов, менеджер по развитию бизнеса Fans Trans, член Альянса ACEX в Шанхае: «Считаю, что в данный момент доставка дронами грузов или мелких посылок недостаточно проработана и не будет востребована в массовом проявлении еще лет 5. Дроны легко вывести из строя магнитными помехами, они сильно подвержены погодным условиям, времени заряда (даже без груза) хватает всего на 27-33 минуты полёта, то есть при ветренной обстановке дрон придётся дарить клиенту или вызывать бригаду возврата. Теоретически сейчас дроны можно использовать для внутрискладской логистики, для склада электронной коммерции, для мелких посылок, но это будет шумно, всё равно КПД не превысит результаты имеющихся мощностей и погрузчиков. Наиболее вероятным использовать дроны можно для охраны склада, благо сейчас есть возможность установки ИК-сенсоров, громкоговорителей и мощных прожекторов яркостью 2400 лм даже на дроны массой 500-750 грамм. Либо использовать как сюрвейера в складском помещении. Инвентаризация, наличие повреждений, неправильное расположение и внутренняя безопасность склада. А грузовые перевозки дронами, предполагаю, еще отложатся на 4-5лет пока масса\вместимость батарей не достигнет оптимального коэффициента».

 

 

 

[1] https://russiandrone.ru/publications/problematika-ispolzovaniya-bespilotnykh-letatelnykh-apparatov-dronov-v-logistike/

Пресс-служба АСЕХ

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости