Беспилотные автоперевозки: что нам обещают и чего ожидать?

Беспилотный автотранспорт – уже не будущее, это наше настоящее: роботизированные автомобили уже работают на несложных участках, идут испытания автономного транспорта на трассах и в городской среде. Остается только понять, когда такой транспорт выйдет на наши дороги в «промышленных» масштабах и на что будет способен? Мы попытаемся по возможности кратко ответить на этот непростой вопрос, обобщив найденные экспертные мнения и прогнозы аналитических агентств.

Беспилотный – не значит самостоятельный

Для начала нужно определиться с понятием «беспилотный», чтобы лучше понимать задачи и перспективы развития этого сектора экономики. В том направлении, в котором движутся технологии, беспилотный автомобиль массового внедрения – это объект, встроенный в общую информационную среду, которая поставляет управляющему модулю автомобиля либо информацию для принятия решения, либо сразу решение. Движущиеся и неподвижные объекты в зоне управления движением являются поставщиками информации для системы управления автомобиля и/или для централизованной системы, которая управляет автотранспортным потоком.

Это значит, что зона движения транспорта и сам транспорт должны быть «нашпигованы» разного рода датчиками и сканирующими устройствами, которые передают в информационную систему огромные объемы данных. Всё вместе это представляет собой огромный интернет вещей с высокоскоростным обменом данных.

Стимулирующие факторы

Развитие беспилотных технологий в автотранспорте дополнительно стимулируется несколькими факторами:

1. Экономический эффект. Ожидается, что затраты автотранспортных предприятий снизятся, а производительность возрастет. Здесь, правда, есть и свои издержки: огромное количество профессиональных водителей будут вынуждены менять профессию. Часть из них может остаться в отрасли, переквалифицировавшись, например, в операторов управления беспилотным транспортом, но большинству придется искать другую работу.

Для сегмента международных перевозок беспилотные технологии, наоборот, помогут решить проблему нарастающего дефицита квалифицированных водительских кадров. Правда, при условии достатка на рынке труда операторов управления беспилотным транспортом.

2. Организационная оптимизация. В городской среде общая информационная система поможет оптимизировать транспортные потоки, сократив время простоев и ускорив среднюю скорость движения. (Этот вопрос не относится напрямую к беспилотному управлению, но является его естественным эффектом).

3. Безопасность. Причиной подавляющего большинства аварий является человеческий фактор. На первых этапах внедрения беспилотного транспорта его безопасность кажется спорным вопросом, но отлаженная автоматизированная система бесспорно снизит общее количество аварий и жертв на дорогах, хотя в отдельных нестандартных ситуациях опытный водитель способен принять более верное решение. Беспилотный транспорт с возможностью дистанционного отключения является более контролируемым со стороны дорожных служб.

Факторы неопределенности

Выход на массовое использование беспилотных технологий в автомобильных грузоперевозках в теории возможен в течение 10 лет, но здесь еще много неопределенности, что не позволяет делать более-менее точные прогнозы. На текущий момент нет точных ответов на такие вопросы:

1. Сроки разработки надежных беспилотных моделей и начало их серийного производства. Пока еще эти технологии находятся в стадии испытаний, которые сначала должны дать какой-то результат и информацию для принятия корректирующих решений. Вряд ли кто-то решится на экономические и другие риски, поставив на конвейер производство технологически неотработанных беспилотных автомобилей.

Например, гипотеза эффективности автоматизированных колонн (в первой машине водитель, остальные беспилотники) уже подвергается сомнению. В частности, Daimler отказался от технологии автоколонн после нескольких лет работы над проектом.

 2. Величина инвестиций транспортных компаний в покупку беспилотных машин. Пока не существует более-менее валидных расчетов, сколько средств понадобится на покупку и содержание беспилотного парка. А это может стать понятно только после внятного прогноза по пункту 1.

3. Подготовка в достаточном количестве технического персонала, который будет обслуживать такой автопарк. Образовательные учреждения уже начинают открывать курсы специалистов по обслуживанию беспилотного транспорта, но речь пока может идти только о базовой теоретической подготовке. Сколько специалистов с каким набором навыков понадобится в будущем – даже планировать пока невозможно.

4. Готовность цифровой дорожной инфраструктуры. Сюда входит точная и читаемая в любых условиях дорожная разметка, комплектация дорожных объектов датчиками, камерами и пр., при этом все объекты должны работать в надежной системе обмена данными. Эти технологии также пока находятся в стадии разработки и испытаний, решаются вопросы унификации и организации управления.

5. Юридическое регулирование. Кто будет нести ответственность в случае аварии: производитель, владелец, оператор управления, кто-то еще? Без регулирования юридического аспекта вряд ли общество позволит внедрять беспилотники даже в ограниченном количестве. Пока же в этом вопросе нет даже теоретических наработок.

Обобщая вышесказанное, можно закономерно выдвинуть тезис о том, что эффективность, надежность и экономическая выгода беспилотных автомобильных систем для транспортных компаний на текущий момент еще не доказана.

Факты и прогнозы

Согласно исследованиям аналитической компании Tractica, в 2017 году мировая выручка от реализации беспилотных автобусов и грузовых автомобилей составила $84 млн. Было продано 343 единицы автономного транспорта.

По прогнозам Json&Partners, рынок продаж беспилотного транспорта получит основной прирост с 2025 года, когда крупные автопроизводители начнут массово запускать автономные автомобили класса 3 (частичная автономность, требуется постоянная готовность водителя вмешаться). К 2035 году рынок продаж беспилотных автомобилей вырастет до 30,4 млн единиц в год. В региональной структуре основной объем самоуправляемых автомобилией будет приходиться на продажи в Китае (33% всех мировых продаж), США (26%) и европейских странах (21%).

По мнению аналитиков  PricewaterhouseCoopers, первые беспилотные автомобили  с неполной автономностью появятся на дорогах  в 2021 году. В 2030-х годах транспортные средства перестанут нуждаться в человеке. А к 2040 году транспортная система городов будет уже полностью автономной.

В Российской Федерации с 1 декабря 2018 года в Москве и Татарстане начат эксперимент по использованию на дорогах общего пользования беспилотных автомобилей, он продлится до 1 марта 2022 года. Сроки вывода беспилотного транспорта на дороги общего пользования будут определены по итогам этого эксперимента.

В текущем году "Автодор" планирует провести испытания дорожной инфраструктуры для высокоавтоматизированного транспорта на испытательном полигоне трассы М-11 Москва-Петербург. Транспортным потоком будет управлять автоматизированная система управления движением транспорта (АСУДД), которая собирает информацию с дороги и передаёт ее всем автомобилям в потоке через информационные табло, дорожные знаки.

По мнению специалистов НТИ «Автонет», активное внедрение полностью автономных автомобилей стоит ждать после 2027 года, но уже с 2021 года в серийное производство выйдут автомобили четвертого уровня автоматизации (водитель вмешивается только на отдельных необорудованных участках дорог). Этот прогноз намного более оптимистичный по сравнению с прогнозами западных аналитиков, хотя Россия занимает лишь 22 место в рейтинге успехов в сфере беспилотного автотранспорта.

 

***

Суммируя эти и другие прогнозы, можно определить некоторые ориентиры в вопросе ожидания массового внедрения беспилотного автотранспорта. Ясно, что даже по оптимистичным ожиданиям грузовые автомобили без водителей вряд ли появятся на дорогах общего пользования раньше 2030 года, и еще пару десятилетий полная автономность не охватит все дороги, хотя «слепые» зоны для робомобилей будут стремительно сокращаться.

Александр Жикин, ГК TELS

Использованные источники: ТАСС, ВВС, trademaster.ua, hightech.plus

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости