По данным Государственного таможенного комитета Республики Беларусь, на сегодняшний день около 5 тыс. грузовиков ожидают выезда из РБ в страны ЕС. Сложности с пересечением границы наблюдаются на литовском, латвийском и польском направлениях. Представители логистических компаний FM Logistic и «ДАКСЕР» рассказали о текущей ситуации на пунктах пропуска и ее возможных последствиях.
Очереди на границах Республики Беларусь и Евросоюза появились еще в ноябре 2021 года, рассказывает руководитель отдела закупок по международным перевозкам FM Logistic в России Евгений Дятлов. По его словам, относительное улучшение ситуации наблюдалось только в период празднования Нового года, когда грузопоток традиционно сокращается.
«Сейчас среднее время ожидания составляет от двух до семи суток в зависимости от дня недели, в который машина прибыла на пункт пропуска», ― заявляет эксперт.
Впрочем, логистические провайдеры не спешат отказываться от транзита через РБ в качестве основного.
«Маршрут через Республику Беларусь по-прежнему является наиболее оптимальным, поэтому мы не собираемся его менять, ― говорит руководитель отдела продаж направления «Европейская логистика» компании «ДАКСЕР» Максим Косенков. ― Мы планировали использовать также эстонское направления, но, к сожалению, на данный момент для этого нет необходимого количества разрешительных документов».
Нехватку дозволов подтверждает и Евгений Дятлов, а также добавляет, что на выбор РБ как ключевого транзитного маршрута влияет расположение офисов транспортных подрядчиков, которые находятся, как правило, в Белоруссии, Литве и Польше.
Говоря о возможных последствиях ситуации с очередями на границах, эксперты единодушно отмечают, что стоимость логистических услуг повысится. Максим Косенков прогнозирует рост цен на перевозки ― он, по мнению специалиста, будет наблюдаться как минимум до июля 2022 года. Евгений Дятлов в свою очередь отмечает и серьезный отток водителей из профессии, который также сказывается на увеличении тарифов.
«На уход дальнобойщиков влияет тот факт, что сейчас половину времени в пути работник проводит в ожидании в очереди, ― говорит он. ― Перевозчикам приходится повышать зарплаты водителям, чтобы сохранить экипажи и продолжить доставлять грузы».