Нестабильность ставок в транспортной отрасли по-прежнему сохраняется на фоне пандемии и ее последствий. Представители логистических компаний «ДАКСЕР», AsstrA и STALOGISTIC рассказали о причинах роста цен на услуги в 2021 году и о том, какими они будут в 2022-м.
Среди факторов, оказавших влияние на увеличение стоимости грузоперевозок, эксперты выделяют несколько основных. Прежде всего это пандемия COVID-19. Менеджер по продажам направления «авиа и море» логистической компании «ДАКСЕР» Владимир Френтий отмечает, что распространение пандемии нарушило баланс в экономике и работе логистической отрасли.
«Последовавшие за ней ограничительные меры привели к остановке производств, закрытию транспортного сообщения во многих регионах, ― рассказывает эксперт. ― Изменились цепочки поставок, на ряде направлений были прекращены или ограничены рейсы».
Денис Гураль, директор операционного департамента логистической группы компаний AsstrA, добавляет, что на ставках сказалось и нарушение баланса между импортом и экспортом, повлекшим за собой дефицит контейнеров и мест для их хранения.
«В результате для терминалов становится приоритетной обработка грузов тех перевозчиков, которые могут возвращать порожнее оборудование, ― говорит г-н Гураль. ― Это оказывает прямое влияние на постоянные переносы дат в расписании выхода судов».
Заместитель генерального директора по работе с ключевыми клиентами компании STALOGISTIC Александр Видинеев полагает, что основная причина роста тарифов – это малое количество альтернатив при выборе транспорта для перевозки грузов.
«Рынок сильно монополизирован и не способен закрывать большой спрос, инфраструктура станций и портов оказалась не готова к резкому увеличению транзитного потока и противоковидным ограничениям», ― считает эксперт.
На сегодняшний день стоимость грузоперевозки по-прежнему находятся на высоком уровне. Так, Денис Гураль отмечает, что тарифы на отправки автомобильным транспортом по территории России за 2021 год увеличились на 20%. Прямые железнодорожные грузоперевозки из Китая в Россию за 11 месяцев 2021 года подорожали в среднем на 300%, а по сравнению с декабрем 2020-го и январем 2021 года цена на доставку грузов из Южной и Юго-Восточной Азии в Россию авиатранспортом выросла в среднем на 50%, морем – на 250-300%, добавляет Александр Видинеев.
Эксперты осторожно подходят к вопросу о прогнозах на 2022 год. Владимир Френтий ожидает возможное снижение тарифов весной и летом, после окончания праздников в Европе и Азии.
«Однако праздникам будет предшествовать сезон повышенного спроса на отправки грузов, который может привести к росту ставок уже в декабре 2021-го и январе следующего года», ― полагает специалист.
Александр Видинеев добавляет, что в первом полугодии 2022 года существенных снижений ожидать не стоит: китайский Новый год, зимние Олимпийские игры в Пекине с усиленными мерами безопасности окажут дополнительное давление на и без того сложную ситуацию.