По данным Ассоциации морских торговых портов РФ (АСОП, г. Санкт-Петербург), в январе-июле 2018 г. грузооборот отечественных морских торговых портов превысил показатели прошлого года на 3,1% и составил 463,7 млн. т грузов.
Снижение объёма грузооборота продемонстрировали только российские порты Балтийского бассейна. С начала года они сократили объём работы на 1,3% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года до 142,1 млн. т. Южные порты переваливают наибольший объём грузов по сравнению с гаванями других бассейнов и их показатели постоянно растут. Так, по итогам семи месяцев здесь было перевалено 157,1 млн. т, что выше уровня прошлого года на 6,2%. Причём динамика опережающего роста портов Южного бассейна наблюдается с 2014 г.
Это обусловлено наращиванием перевалки угля, удобрений и зерновых. Быстрорастущие дальневосточные порты с начала года сбавили темпы: в январе-июле 2018 г. их грузооборот увеличился всего на 2,6% по сравнению с аналогичным периодом 2017 г., в том числе перевалка сухих грузов - на 5,9%, при этом наливные грузы ушли в минус (на 2,6%). А порты Каспийского бассейна вопреки прошлогодней отрицательной динамике за 7 месяцев нарастили показатели на 38,5% к уровню 2017 г., перевалив 2,8 млн. т. Самые холодные российские порты с начала года обработали 45,6 млн. т грузов (+6,7% к 7 месяцам 2017-го).
По оценкам экспертов, намечаются определённые перспективы: рост перевалки в портах Арктического бассейна до конца 2018 г. и в среднесрочной перспективе будет происходить в основном за счёт добычи и транспортировки полезных ископаемых (нефти и СПГ) из Арктики по Северному морскому пути.