Результаты опроса «Монополии»: бизнес по-прежнему выбирает предоплату и игнорирует факторинг, эскроу и даже страхование. Что мешает отрасли переходить к безопасным и прозрачным расчетам?
Несмотря на развитие финтеха, цифровых расчетов и онлайн-сервисов для B2B-платежей, российский рынок автоперевозок остаётся консервативным в подходе к деньгам. Как показал опрос логистической платформы «Монополия», проведённый среди 186 транспортных компаний, основной моделью расчетов по-прежнему остаётся предоплата — часто полной, но чаще частичной. Только 17% опрошенных получают деньги постфактум, после выполнения рейса.
Причина — в недоверии к клиентам, низкой финансовой грамотности и отсутствии понимания современных инструментов. При этом 65% участников рынка уже сталкивались с невыплатами за доставку. А треть из них были вынуждены добиваться оплаты через суд.
Страх и недоверие: технологии известны, но не используются
Рынку хорошо известны риски, связанные с отсутствием гарантий — но далеко не все готовы использовать доступные финансовые инструменты. Так, более 30% перевозчиков не знают, что такое факторинг, несмотря на почти тридцатилетнюю историю этого инструмента в России. О блокчейн-контрактах, эскроу-счетах, аккредитивах — не слышала ещё большая доля опрошенных. Те же, кто слышал, не используют их: нет практического опыта, нет доверия, есть страх запутаться в терминах и условиях.
На этом фоне наиболее понятным инструментом для рынка остаётся лизинг — его активно используют для покупки транспорта, а 70% респондентов оценивают условия лизинговых компаний как прозрачные и понятные.
Страхование — единственное исключение
Единственный массово применяемый финансовый инструмент — страхование грузов. По данным опроса, 85% компаний страхуют каждый или большинство рейсов. В первую очередь — по требованию заказчиков и при перевозке ценных грузов. Оставшиеся 15% отказываются от страховки из-за её высокой стоимости, необязательности или уверенности в «небольшом риске».
Финансовое просвещение как инфраструктура рынка
Коммерческий директор логистической платформы «Монополия» Алексей Бондарь считает, что отсутствие спроса на финтех-инструменты в B2B-секторе автоперевозок связано не с отсутствием продуктов, а с отсутствием понятного контекста:
«Невыплаты, кассовые разрывы, неоптимальные расходы — всё это можно было бы минимизировать через грамотное использование финансовых решений. Но рынок должен понимать, как они работают».
В ответ на это «Монополия» запустила спецпроект «Деньги есть», цель которого — объяснить транспортным компаниям, как управлять финансами, использовать инструменты расчётов, защищать бизнес и повышать его прозрачность. Контент создан для ИП, собственников бизнеса, логистов, бухгалтеров и рассчитан на прикладное применение: от выбора модели налогообложения и работы с субподрядом до оформления лизинга и возврата НДС.
За год ресурс собрал более 4,4 тыс. просмотров и свыше 2,2 тыс. уникальных пользователей. Наибольшей популярностью пользовались практические материалы — по лизингу, налогообложению и оптимизации расходов автопарка.
Фрагментированный рынок требует доверия — и стандартов
Проект получил высокую оценку со стороны профессионального сообщества.
По мнению генерального директора Ассоциации развития финансовой грамотности (АРФГ) Эльмана Мехтиева:
«Ключевой вызов для рынка автоперевозок — это доверие. Без него невозможны стандартизация и рост. Современные инструменты дают сторонам сделки прозрачность, безопасность и скорость. Проект „Деньги есть“ важен не только как обучающий ресурс, но и как шаг к стандартизации бизнес-практик».
Вывод: деньги есть — но нет доверия. Его нужно строить
Опрос «Монополии» — не просто срез настроений перевозчиков. Это сигнал: рынок технически готов к использованию современных финансовых решений, но не доверяет им и не понимает, как применять их на практике.
Решение лежит в двух плоскостях:
-
Образование и повышение финансовой грамотности — как часть бизнес-инфраструктуры.
-
Создание продуктов, понятных и адаптированных к логике перевозчиков.
Без этого даже самые прогрессивные инструменты останутся невостребованными, а сделки — рискованными для обеих сторон.





