По итогам января-апреля 2021 года объем перевозок лесных грузов на сети РЖД увеличился на 2%, до 16,9 млн тонн. Доля ПГК среди всех операторов в этом сегменте составляет 5%. По мнению Ирины Капитановой, у сегмента есть перспективы роста.
– Перспективными сегментами являются пиломатериалы (96% экспорта в целом по сети) и целлюлозно-бумажная продукция (74% экспорта в целом по сети). Они наименее зависимы от состояния экономики РФ. Рост производства пиломатериалов будет соответствовать темпам, заложенным в стратегию развития лесного комплекса. Ключевым рынком их сбыта останется Китай, а экспорт будет расти быстрее внутренних перевозок из-за того, что доходы населения сокращаются, а вслед за ними снижаются темпы индивидуального строительства. Производство древесной целлюлозы до 2024 года будет расти в основном за счет появления новых комбинатов. Доля экспорта в этом сегменте вырастет до 27-30% к 2025 году. Необработанная древесина будет держаться в рамках квот на вывоз за рубеж. В противном случае из-за новых пошлин ее транспортировка нерентабельна, — уточняет она.
Эксперт также отмечает, что ключевые категории грузов не сконцентрированы в конкретном подвижном составе. Так, круглый лес ввиду своей специфики перевозится, в основном, на платформах. Транспортная составляющая в структуре себестоимости пиломатериалов невелика, так что тип вагона выбирается исходя из расположения точек погрузки и доставки. Целлюлозно-бумажная продукция, напротив, достаточно сильно зависит от стоимости перевозки, поэтому транспортируется, в основном, в крытых вагонах или контейнерах.
– Парк для перевозки лесных грузов на сети сейчас сбалансирован, и мы наблюдаем плавное снижение ставок оперирования. Однако только выгодной цены производителям недостаточно. Мы в ПГК провели масштабный опрос игроков рынка – опросили около 150 компаний и выявили их потребности: оперативный расчет ставки (до 3 часов) и лучше, если это будет происходить онлайн в Личном кабинете, отслеживание вагонов в режиме реального времени, готовность принимать план по погрузке в последней декаде месяца и некоторые другие пожелания. Наиболее актуальные проблемы – это большой объем бумажной работы, волатильность ставок, отсутствие программ лояльности. Многие из этих задач ПГК решает в рамках сервисных контрактов.
Она также обращает внимание, что, хотя сейчас и наблюдается рост спроса на фитинговые платформы, а также увеличивается их производство, взрывного роста ставок не ожидается. Грузоотправители предпочитают выбирать подвижной состав под конкретную перевозку в зависимости от ее специфики: дальности, направления и так далее. Кроме того, эксперт считает, что в ближайшее время объем перевозок лесных грузов как по России, так и на экспорт вырастет. По ее мнению, ПГК до конца года имеет все шансы нарастить транспортировку этой номенклатуры внутри страны за счет плотного взаимодействия с РЖД и грузоотправителями, а также совершенствования схем транспортировки.