На фоне очередной волны пандемии коронавируса рынок логистики чувствует себя относительно уверенно, однако о восстановлении отрасли до уровня 2019 года говорить преждевременно. О том, сможет ли она в принципе вернуться к «доковидным» показателям и какова текущая ситуация, рассказали эксперты логистических компаний Kuehne+Nagel в России, «ДАКСЕР» и FM Logistic в России.
Эксперты едины во мнении, что рынок грузоперевозок изменился и вряд ли вернется к привычному виду.
«Не стоит дожидаться “допандемийного” уровня. Дисбаланс, который возник во время пандемии, будет нивелироваться при условии отсутствия иных дестабилизирующих факторов, ― считает вице-президент компании Kuehne+Nagel в России и странах СНГ по продажам и маркетингу Антон Гречко. ― Но прогнозировать, когда наступит полная стабилизация, сейчас не представляется возможным».
Более оптимистично настроен ведущий специалист по интермодальным перевозкам логистической компании «ДАКСЕР» Владимир Френтий. «Нормализация ситуации может начаться после китайского Нового года в 2022 году, однако сложно сказать, когда индустрия оправится от последствий пандемии и сможет ли она сделать это вообще», ― полагает он.
В свою очередь г-н Френтий отмечает, что далеко не все сегменты транспортной логистики оказались в проигрыше.
«Объем доставок по железной дороге существенно увеличился, ― рассказывает эксперт. ― Сложности наблюдаются при автоотправках, но они менее значительны, чем при использовании морских сервисов». Алексей Мисаилов, директор по развитию бизнеса FM Logistic в России, в свою очередь отмечает, что наиболее стабильными в условиях развития пандемии оказались международные автомобильные перевозки. «Устойчивость тарифов обеспечивается за счет объема предложения на данном рынке», ― заявляет он. В то же время эксперт предрекает падение ставок на транспортировки по воздуху ― по его мнению, это случится сразу же после восстановления трафика на пассажирских рейсах.
На рынке логистики все более заметна тенденция переориентации на внутрироссийские перевозки, считают специалисты. По мнению Владимира Френтия, это прежде всего связано со значительным удорожанием морских отправок из Азии, которое побудило многих сырьевых импортеров переключиться на закупки в РФ. Алексей Мисаилов считает, что этот тренд объясняется экономическими факторами: если рассматривать международные автомобильные перевозки, то рост тарифов на этом направлении довольно незначителен, при этом на российском рынке уже сейчас наблюдается повышение стоимости перевозок в среднем более чем на 15%.
«По некоторым направлениям тарифы выросли в разы. Есть примеры, когда некоторые иностранные компании регистрируют свой автопарк на российские номера для удовлетворения потребности рынка», ― рассказывает эксперт.
Антон Гречко напоминает, что рынок логистики определяется торговыми операциями субъектов хозяйствования. «Если происходит увеличение доли внутренних сделок, то, соответственно, растёт внутренний грузопоток, ― говорит он. ― Таким образом, условия сделок определяют способы перевозок».
Когда восстановление отрасли грузоперевозок все же наступит? Эксперты считают, что нескоро. Алексей Мисаилов полагает, что нормализация ситуации в логистике наступит не раньше 2023 или даже 2024 года.
«Потребность перевозчиков в обновлении парка техники выросла и производителям понадобится два-три года, чтобы удовлетворить их нужды. Примерно в это же время сбалансируется спрос на перевозки на фоне отсутствия роста еженедельных и ежемесячных пиковых нагрузок», ― заявил он.