Регион: Волго-Донской бассейн, Азовское море, Черное море, Каспийское море.
Тоннаж: Костеры.
Над фрахтовым рынком Азова сгущаются тучи: наблюдается падение ставок фрахта, уменьшение объемов груза к экспорту и рост открытого тоннажа. На отчетной неделе ставка из Ростова на Мармару составляла порядка 20-ти и ниже долларов за тонну. На рынке практически нет зерновых грузов, которые попадают под квоту и пошлину. Те Фрахтователи, которые еще в начале недели считали ставки на уровне низких 20-х на Мармару, в конце недели предлагают не больше 20-ти. Крупные участники рынка, которые все еще отгружают на рейдовую перевалку, стараются обеспечить работой свой собственный флот. Владельцы судов с русским флагом в выборе работы отдают приоритет транзитным рейсам, иностранный флот концентрируется на обратных грузах. Так или иначе, Судовладельцы всячески стараются затянуть время. К концу марта стоит ожидать падения ставок до высоких 10-х на Мармару.
Исходя из результатов Египетского тендера по закупке зерновых, возникает вопрос о дальнейших перспективах столь высокого рынка костеров в Черном море. Большинство отгрузок будут осуществляться из Румынии и Америки. Цены РФ и Украины оказались вне конкуренции. Судовладельцы, конечно, будут и дальше настаивать на ставках высокого рынка. Но будут ли готовы Трейдеры и отправители соответствовать и платить по таким высоким ставкам – пока неясно. Два фактора играют против этого: значительное кол-во импорта идет через тендерные закупки, и настроения снижения цены и упущенной прибыли будет давить. Даже при условии сохранения высокого уровня рынка Трейдеры будут стараться всячески затягивать переговоры и пытаться выбить ставку фрахта ниже.
Работа в транзите через ВВП – возможная альтернатива для собственников судов с русским флагом. Уже сейчас, крупные экспедиторы ведут переговоры с Судовладельцами на рейсы с генеральным грузом на Каспий, некоторое количество теплоходов уже зафиксовано. Ставки на текущий период времени ниже, чем в прошлом году по причине отсутствия зерновых на рынке для перевозки не только на экспорт, но и для каботажных рейсов на рейдовую перевалку. Средний индикатив на рейс из Мармары на порт Каспийского моря – 120/130к usd за судно дедвейтом 3000 тонн без ограничений по возрасту судна. Серьезных переговоров на экспортные рейсы с зерновыми практически нет. До начала июля рост экспорта зерновых не предвидится, однако ожидается высокий спрос на тоннаж для каботажа по ВВП: внутренний рынок будет стараться сделать запасы зерновых с урожая 2021 для дальнейших отправок на экспорт.