Регион: Волго-Донской бассейн, Азовское море, Черное море, Каспийское море.
Тоннаж: Костеры.
На 18-й неделе фрахтовый рынок в Азовском регионе был полностью обрушен. Для большей части игроков зернового рынка сезон 2019-2020 года завершился досрочно 26 апреля, когда стало известно, что квота на экспорт зерна в размере 7 миллионов тонн, введенная с 1 апреля по 30 июня, выбрана полностью. После формального «вывоза» всего задекларированного объема, Федеральная таможенная служба прекратила оформление новых экспортных деклараций. Следствием этого стала волна канцелингов текущих контрактов, прокатившаяся по фрахтовому рынку. В итоге большое количество флота оказалось в спотовых позициях без груза, а ставки фрахта упали до минимальных значений. При этом реальные отгрузки с 1 по 26 апреля составили 3,2-3,3 миллиона тонн, а оставшийся объем только задекларирован и планируется к отправке в мае-июне.
По мнению части экспертов, несмотря на то, что квота была полностью выбрана, вряд ли Экспортерам удастся вывезти весь задекларированный объем в текущем зерновом сезоне, то есть до конца июня. Многие считают, что крупные игроки перестраховались и задекларировали большие партии груза на свои трейдинговые компании. Есть вероятность, что ближе к июню они появятся на рынке по заниженной цене в преддверии нового урожая. Большинство участников рынка надеется на увеличение квоты Минсельхозом, который, по слухам, может допустить на экспорт еще порядка миллиона тонн. Само министерство, однако, утверждает, что в его планы это не входит.
В трудную ситуацию попали некоторые Фрахтователи, законтрактовавшие флот, но не успевшие отгрузится. Доходило до того, что в пятницу 24 апреля люди получали разрешение на отправку зерна на экспортный терминал и оформляли железнодорожную субсидию, а в воскресенье 26-го выяснялось, что субсидия уже не нужна, потому что квота исчерпана. По слухам, для таких случаев Минсельхоз может сделать исключение и при предъявлении коносаментов выдать целевые квоты под конкретные отправки.
Трейдеры пытаются придумать новые схемы поставок в обход введенных ограничений. В основном все они завязаны на номинальное заключение контрактов по экспорту зерновых в страны-члены ЕАЭС, с последующим реэкспортом третьим компаниям. Так на рынке появились предложения на отправки грузов в Армению «транзитом через Грузию», а на Каспийском направлении растет экспорт зерна в Казахстан, с дальнейшим переоформлением документов на Иран. Последняя схема выглядит сложной, так как власти соседней республики также ввели ограничения на экспорт зерна.
Сокращение предложения пшеницы на глобальных рынках привело к бурному росту цен на нее в конце текущего сезона. Одним из главных бенефициаров сложившейся ситуации может быть Группа ВТБ, на дочерние компании которой, по слухам, как раз и задекларирована основная часть «квотированной» пшеницы. При условии сохранения текущей ситуации на рынке у них появляется большие возможности для сбыта крупных партий товара по завышенным ценам.