Регион: Волго-Донской бассейн, Азовское море, Черное море, Каспийское море.
Тоннаж: Костеры.
Ставки фрахта на 39-й неделе в Азовском регионе продолжали расти и к концу недели на базисе Ростов-Мармара достигли величины в $20 за тонну пшеницы. Это на $1 больше уровня недельной давности, но существенно ниже прошлогодних ставок ($32 за тонну пшеницы на аналогичном базисе на 39-й неделе 2018 года). Специалисты связывают рост ставок, во-первых, с падением курса рубля, что сделало российскую пшеницу более привлекательной в цене на мировом рынке, а во-вторых, с пониженным предложением спотового тоннажа в регионе. Часть теплоходов задержалась в Черном море из-за шторма, и Фрахтователи с горящими контрактами вынуждены были поднимать предложения на фоне образовавшегося дефицита тоннажа. При этом Судовладельцы, наблюдая растущее предложение груза, не спешили отдавать флот и придерживали его до спотовых дат.
Несмотря на выросшие ставки, открытых позиций в спот/промт к концу 39-й недели было крайне мало. Судовладельцы, минимизируя убытки на низких ставках прошлых недель, увели флот работать из портов Черного моря, где на базисе до Мармары они получают от 18 до 20 долларов за тонну пшеницы.
С наступлением осени традиционно со стороны Судовладельцев начинают пользоваться повышенным спросом непогодные грузы, такие как уголь, чугун и лес. Их обработка и оформление документов занимают значительно меньшее время, чем зерновых. С ухудшением погоды в регионе разница в скорости обработки теплоходов растет, что делает непогодные грузы более выгодными с точки зрения экономики рейса.
Из-за нехватки флота для вывоза зерна Производители испытывают дефицит площадок для его хранения. Элеваторы заполнены зерновыми из южных регионов и на них дополнительно поступает урожай из центральных и северных областей России. Это обусловило высокий спрос на каботажный флот, который задействуют для вывоза ячменя и кукурузы из удаленных мест до Астрахани с последующей перевалкой на иранские теплоходы.
В Дарданеллах продолжается строительство моста через пролив. Судовладельцы ожидают в ближайшее время активизацию работ, что может привести к снижению скорости при прохождении пролива. Это заставляет отказываться от дальних рейсов и увеличивает разницу во фрахте между портами Мраморного и Средиземного морей.
Хотя закрытие навигации с реки в этом году ожидается в обычные сроки, судоходство будет ограничено из-за низкого уровня воды, о чем по сведениям Минприроды, судоходные компании были предупреждены заранее. Это удерживает ставки фрахта на транзитные грузы из Черного моря на Каспий на высоком уровне. Судовладельцы русскофлажных судов успеют выполнить еще 1-2 транзитных рейса и максимально высоко поднимают планку в переговорах. Фрахтователям пока выгоднее заплатить больше, чем брать на себя риски по дополнительной перевалке груза.
Каспийский рынок фрахта ожил после многонедельного анабиоза и на 39-й неделе показал рост в среднем на $1-2. Специалисты связывают это, прежде всего с ожиданиями участников рынка на скорое упрощение процедуры взаиморасчетов с иранскими партнерами. Кроме того, часть иранских Судовладельцев перешла на работу по контракту из Актау, что снизило предложение флота с иранским флагом и также способствовало росту ставок.
В середине отчетной недели в работу после профилактики постепенно начали запускать цеха на карбамидном заводе в Гарабогазе (Туркмения). На проектную мощность в 3500 тонн карбамидных удобрений в день он должен заработать на 40-й неделе, что восстановит поток обратных грузов из Каспийского моря и повысит конкуренцию между Фрахтователями.