Регион: Волго-Донской бассейн, Азовское море, Черное море, Каспийское море.
Тоннаж: Костеры.
Фрахтовые ставки в Азовском регионе на 41-й неделе прогнозируемо показали положительную динамику, поднявшись на $1 за тонну. Минимальная ставка на базисе Ростов (Азов) - Самсун находится на уровне $20 за тонну пшеницы. Некоторые Судовладельцы фиксовались по ставкам на $1-2 выше за счет Фрахтователей, которые не успели вывезти товар раньше в ожидании низких ставок на растущем рынке. Теперь им пришлось заплатить больше, лишь бы выполнить свои контрактные обязательства.
Эксперты сходятся во мнении, что зерновой рынок оттолкнулся от дна и в ближайшее время ожидается его рост. Экспортная цена на зерновые продолжила движение вверх, и импортеры ведут себя гораздо более агрессивно, чем две-три недели назад. Как следствие, в регионе полностью выбран спотовый тоннаж и образовался дефицит лодок, обусловленный тем, что основная часть флота ушла в другие регионы или работает на перевалке.
В условиях дефицита флота большинство Судовладельцев не торопятся фиксовать лодки на дальние даты, выжидая наиболее выгодные предложения в споте. При этом, если Судовладельцам подтверждают ставку на $1-2 доллара выше рынка, то они готовы снять судно с перевалки для выполнения рейса.
Ставки фрахта с реки на зерновые поднялись на $5-6 за тонну по Волге и $3 по Астрахани. Грузоотправители готовы платить, главное для них вывезти весь согласованный объем и закрыть имеющиеся контракты. Налицо ситуация, когда Фрахтователи подстраиваются под судно, а не наоборот. Несмотря на довольно высокие ставки из речных портов на текущий момент, эксперты сходятся во мнении, что на фоне острой нехватке флота и большом количестве предложений, они продолжат свой рост как минимум до конца навигационного периода в реке. Отправки, которые будут сделаны до закрытия навигации, вырастут еще на $3-4.
Часть Судовладельцев уже отказываются от дальних заходов в реку из-за ухудшающихся погодных условий, а те, кто работает в реке, с окончанием навигации традиционно спускают свой тоннаж с севера на юг. Учитывая это, в период с конца октября по начало ноября для отправителей из труднодоступных речных элеваторов средней Волги откроется последняя возможность для сделки в текущем календарном году.
Навигация на Волго-Донском судоходном канале планируется к закрытию 27 ноября, и Судовладельцы русскофлажного флота сильно завышают ставки на ближайшие рейсы и стараются исключать из опционов погрузку в Ростове выше ж/д моста, чтобы избежать больших простоев из-за колебания уровня воды. Спросом пользуются такие порты как Ейск, Таганрог и Темрюк, где осадка позволяет взять полный груз и без проблем выйти в рейс.
Резкий рост ставок сдерживает конкуренция на товарном рынке со стороны Украины, где гривна значительно ослабла по отношению к доллару и стимулирует рост украинского экспорта. Это благоприятно сказывается и на рынке морских перевозок из глубоководных портов. Ставки фрахта там тоже выросли в среднем на $2-3.
Вслед за ростом ставок по речке, продолжил стремительный рост на отчетной неделе и Каспийский рынок. Хотя трейдеры пока и не почувствовали облегчения при проводке платежей из Ирана, но приближение окончания навигации серьезно подстегивает отправителей сбывать накопленные запасы и облегчает иранским импортерам переговоры по оплате груза. Если в начале отчетной недели, речь шла о ставке $29 за тонну кукурузы из Астрахани на Иран, то в конце недели Судовладельцы называли ставки на $3-4 выше. Эксперты считают, что рост продолжится, и Судовладельцы будут тянуть до последнего, перед тем как фиксовать лодки.