Регион: Волго-Донской бассейн, Азовское море, Черное море, Каспийское море.
Тоннаж: Костеры.
Ставки фрахта в Азовском регионе на 42-й неделе сохранили положительную динамику и выросли на $1-2 доллара. На базисе Ростов – Самсун давали $21-22 за тонну пшеницы. Приоритет в переговорах пока оставался на стороне Судовладельцев. Этому способствовали растущий спрос на зерно со стороны турецких импортеров и, как следствие, повышенный спрос на тоннаж.
Многие участники рынка считают, что в ближайшее время цены могут отскочить от максимальных значений и рынок может вновь просесть. На это работают снижение зависимости Египта от российских поставок, введение временного запрета на экспорт пшеницы во Вьетнам (входит в Топ-5 крупнейших импортеров российского зерна), а также риски введения санкций со стороны США против Турции и несколько ослабевшая турецкая лира. Перечисленные факторы отрицательно влияют на трейдерскую активность в регионе и ставят под вопрос дальнейший рост спроса на зерно со стороны импортёров. Как следствие замедлится и рост ставок, поэтому Судовладельцы готовы рассматривать контрактные работы и фиксовать тоннаж на относительно дальние даты. Часть из них показывает открытые позиции на конец месяца по ставке на $3-4 выше, чем на отчетной неделе, но такие теплоходы пока не пользуются спросом.
Сгонные ветра в Таганрогском заливе по-прежнему ограничивают доступ в порты Ростова и Азова части судов. В сложившихся условиях наиболее востребованы теплоходы типа «Омский», имеющие наименьшую осадку. Остальные вынуждены простаивать в ожидании воды. Те Судовладельцы, кто фиксовал теплоходы одну-две недели назад, сейчас пытаются использовать свои опоздания, чтобы уклониться от выполнения рейсов – рынок за это время значительно вырос, и работать в споте становится выгодней.
Отправители груза из наиболее отдаленных речных элеваторов готовы сбывать товар по заниженной цене, чтобы отгрузиться в текущем календарном году и избежать зимнего хранения или наземной доставки до морских портов. Они прекрасно понимают, что в преддверии закрытия навигации (27 ноября прекращает работу Балаковский шлюз) ставки фрахта будут идти только вверх.
Фрахтователи, чтобы хоть как-то уменьшить потери по незакрытым контрактам, рассматривают варианты с погрузкой товара на каботажный флот (на несколько последовательных рейсов по согласованной ставке) и далее его перевалку в Астрахани или Волгограде. Большая часть каботажного флота уже работает на перевалке и, чтобы вывести судно из-под контракта, нужно предлагать цену выше рынка на $2-3. Судовладельцы, в свою очередь, предпочитают короткие рейсы, чтобы увеличить их количество на растущем рынке до конца навигации.
Каспийский рынок сохранил хорошие темпы роста. Ставки ушли вверх на отчетной неделе в среднем на $2. В регионе продолжает ощущаться нехватка русско-флажного флота. Дефицит тоннажа на фоне скорого закрытия навигации подталкивает Фрахтователей повышать ставки, чтобы вывезти законтрактованный объем, а высокая маржинальность иранского рынка допускает это. Многие Судовладельцы, решившие оставить флот на Каспии, уже перегнали тоннаж, и найти теплоход, который пойдет в транзите из Черного моря стало еще сложнее и дороже, чем неделю назад.
По сообщениям от отправителей в этом году ожидается рекордный урожай кукурузы. Учитывая, что она является одним из основных видов зерновых, свободно торгуемых с Ираном, это может означать, что в зимний период на Каспийском море может наблюдаться повышенный спрос на тоннаж, что поддержит высокий уровень ставок после окончания навигации на реке.