Регион: Волго-Донской бассейн, Азовское море, Черное море, Каспийское море.
Тоннаж: Костеры.
С приближением окончания навигации многих Судовладельцев волнует вопрос введения ледовых ограничений в Азовском море. По сообщению некоторых агентских компаний, администрацией волго-донского бассейна пока не анонсирована точная дата введения ограничений, но при этом владельцам флота, не имеющего разрешения от РМРС на работу в вовремя действия ограничений, уже не рекомендуется брать обратные грузы в сторону Азовских портов, начиная со второй половины ноября. Ожидается повышение ставок на данные рейсы.
Падение рынка в Азовском Регионе провоцирует снижение ставок на обратный груз из Адриатики и восточной части Средиземного моря. Еще две недели назад владельцы флота смешанного плавания были не готовы торговаться с Фрахтователями, если им сходу не показывали желаемый фрахт, так как спешили вернуться в Азовское море и погрузить зерно по высоким деньгам. Сейчас ситуация переменилась, и обратный груз становиться более востребован. Теперь Судовладельцы готовы не только обсуждать условия, но и даже согласны подождать несколько дней до лейкана.
По мнению участников рынка, начиная с декабря, может резко сократиться объем груза, переваливаемого на рейде порта Кавказ. Многие Судовладельцы уже анонсировали окончание контрактной работы своего флота и намерение работать с рынка. На этом фоне Трейдеры прогнозируют, что ставки фрахта в декабре будут сохранять стабильность и даже снижаться несмотря на введение ледовых ограничений и сокращение доступного тоннажа.
Продолжающееся снижения фрахтовых ставок на Азове во многом обусловлено слабым спросом на Российскую пшеницу в последнее время. Цены на пшеницу FOB Азовские порты начали резко снижаться вслед за внутрироссийском рынком, где за отчетную неделю цены падали на 200-300 руб. за тонну. Фрахт при этом снижается плавно. Это объясняется тем, что в основном тоннаж открывается на середину месяца и если к этому времени останется много спотовых позиций, то тогда рынок может обвалиться. В случае если флот будет отфиксован до наступления спотовых дат, резких скачков не ожидается.
Количество заключаемых контрактов на товарном/зерновом рынке в Азово-Черноморском регионе упало, соответственно и количество твердого груза на фрахтовом снижается. На Турцию в основном едет сырьевой товар, отруби, шрот. Количество отправок пшеницы на Турцию заметно снизилось, на этой неделе лира ослабела по отношению к доллару. Экспортеры пытаются сделать продажу в другие страны, появляются запросы на тоннаж на дальние направления: Ливан, Египет, Греция, Италия. Те компании, у которых есть возможность сделать продажу на Турцию, предпочли занять выжидающую позицию. Они предполагают, что фрахтовый рынок пойдет вниз и неприбыльная сделка компенсируется выгодной ставкой.
Как отмечают Трейдеры, снижению спроса на флот в Азовском регионе также способствовал тот факт, что часть покупателей, базирующихся в восточной Европе, которые традиционно принимали груз с перевалкой в Румынии и дальнейшей доставкой по Дунаю, не могут в данный момент работать по обычной схеме из-за резкого снижения уровня воды в Дунае. Склады в Констанце переполнены, и получатели отказываются от новых поставок по этой причине.
Как было объявлено ранее администрацией Азово-Донского бассейна, Кочетовский гидроузел будет закрываться на ремонт 28-го ноября. Поэтому, чтобы успеть пройти Кочетовку в этом году, теплоходы должны зайти в 1-ый шлюз со стороны Волгограда не позже 24-го числа. Судовладельцы планируют графики своего флота соответственно. На 15-ое ноября назначено заседание администрации, в рамках которого будут утверждены окончательные даты закрытия навигации.