Регион: Волго-Донской бассейн, Азовское море, Черное море, Каспийское море.
Тоннаж: Костеры.
На 50-ой неделе в Азовском регионе сохранился устойчивый спрос на тоннаж. Некоторые Судовладельцы пользовались моментом, и пытались предлагать промтовые суда по текущим ставкам. В целом это не встречало понимания со стороны Фрахтователей – спрос на тоннаж с датами подхода в конце декабря - начале января крайне мал. Однако Фрахтователи, особенно те, кто работает с иностранными компаниями, готовы были переплачивать, чтобы найти теплоход в споте и обезопасить себя от риска простоя на праздниках. Судовладельцам пока удавалось сохранять спрос на флот, и ставки фрахта подросли еще на доллар. Тонна пшеницы из Ростова на Самсун уезжала за $23 доллара.
Российские банки 31 декабря уходят на новогодние каникулы, и не будут работать по 8 января включительно. Традиционно это затрудняет внешнеторговую деятельность и сводит количество сделок в этот период к минимальным значениям. Отправители так же, как правило, не горят желанием прерывать свои выходные и заниматься организацией отгрузок в праздничные дни. В совокупности эти факторы играют на понижение ставок фрахта в начале календарного года, поэтому Фрахтователи, имеющие возможность придержать свои грузы, переносят даты отгрузок ближе к середине января следующего года.
Многие Судовладельцы, работающие в Азовском регионе, целенаправленно берут рейсы из портов Средиземного или Черного моря, чтобы избежать простоев в портах Азовского моря. Те из них, у кого отсутствует достаточный опыт работы на морских направлениях, быстро подтверждают ставки и высоко востребованы со стороны средиземноморских Фрахтователей. Ставки на обратные грузы, которые идут не в российские порты, падают ближе к концу года.
На отчетной неделе в Азовском регионе наблюдался высокий спрос на семечку. Её готовы были отгрузить и в споте, и в промте от 1000-4000 тонн из портов Ейска, Азова и Ростова. Прежде всего, это связано с ростом закупочных цен на подсолнечник. Судовладельцы рассматривают такой груз охотнее, так как ставка даётся за полное судно и выбирается полный объем трюмов на максимальную проходную осадку в Азове.
Из портов Черного моря пшеница на базисе Херсон – Мармара отправлялась по ставке $21 за тонну. Объемы отгрузок большие и до конца года ситуация не изменится. Сразу после Новогодних праздников следует ожидать снижения ставок, но к концу января рынок отыграет вверх, поскольку качество украинского зерна в этом году довольно высокое, а цена при этом весьма конкурентная.
В Каспийском регионе в целом уровень рынка не снизился, количество груза по-прежнему большое, но преимущественно из Махачкалы и Актау. Спрос на тоннаж из Махачкалы вырос в разы из-за весовых ограничениях на подъездах к Астрахани. Участники рынка продолжают жаловаться, что при текущих условиях автодоставка из близлежащих регионов абсолютно не просчитывается, и обойти ограничения не получается, т.к. весы установлены на всех подъездах к Астрахани. Отправители переориентируют свои грузопотоки на более доступные порты, вследствие чего ставки из Махачкалы начали расти, в то время как из Астрахани, на фоне уменьшения груза, даже немного снизились. Из Астрахани в иранские порты тонна кукурузы везется на уровне $39, из Махачкалы на уровне $30. Иранские покупатели со свой стороны начинают давить на российских партнеров и торопить с отгрузкой зерновых, так как за невыполнение контрактов они могут потерять квоты на ввоз/вывоз товара из страны, которые очень трудно получить. С начала января на Каспии стоит также ожидать падения рынка – из-за длительных новогодних праздников сформируется большое количество открытого в споте тоннажа, который будет искать груз.