Регион: Волго-Донской бассейн, Азовское море, Черное море, Каспийское море/
Тоннаж: Костеры/
Ставки в Азовском регионе на четвертой неделе продолжили своё снижение. Причина – крайне низкая активность на рынке зерновых. Турецкие Трейдеры закупили весь необходимый объем зерна по текущим контрактам в конце прошлого года, опасаясь, что из-за сильных морозов и ухудшающихся погодных условий в Азовском регионе фрахтовые ставки могут пойти вверх. В результате спрос со стороны Покупателей на данный момент слабый.
По мнению экспертов, в первых числах февраля значительного роста рынка также ждать не стоит, поскольку производители и Отправители пока не договорились по цене с Покупателями. Продавцы предпочитают отдавать свой груз крупными Трейдерам для отправки через глубоководные порты большими партиями. Однако крупные Фрахтователи предлагают ставку на 2-3$ ниже, что для многих Судовладельцев теплоходов «река-море» ниже себестоимости.
В Азовском море и на рейде Керчи продолжается скопление спотовых теплоходов, вызванное отсутствием груза, а также штормовыми ветрами, дувшими во второй половине отчетной недели. Крупные игроки Азовского рынка приостановили рейдовые перевалки, что привело к снижению ставок фрахта.
Спал ажиотаж также и на перевозку семечки на Варну и Мармару. Помимо значительно возросшей цены на подсолнечник, Покупатели решили приостановить поставки на фоне большого предложения со стороны продавцов, чтобы привести цены в равновесное состояние.
Плачевная ситуация с предложением груза из азовских портов вынуждает Судовладельцев искать альтернативные варианты загрузки. Большим спросом у Судовладельцев пользуются дальние рейсы из черноморских портов, где флот «река-море» в настоящее время составляет конкуренцию морским глубокосидящим теплоходам. Востребованы также не зерновые грузы, такие как уголь, чугун и металлолом, а также обратные грузы, которые по ставкам уже почти сравнялись с прямыми рейсами из Азовского региона. Наплыв костеров, скорее всего, снизит уровни фрахта и на Черном море.
В Каспийском регионе продолжается падение ставок из Астрахани на Иран, что обусловлено проблемами с подвозом груза автотранспортом в порт Астрахань. В конце четвертой недели Судовладельцы готовы были предлагать теплоходы по 30$ за тонну и ниже, что приближается к ставкам из Махачкалы, где на отчетной неделе Фрахтователи брали теплоходы по 24$. Кроме небольшого предложения груза это объясняется также очередями на рейдах Актау и Махачкалы. Судовладельцы теряют до недели в ожидании погрузки в этих портах, что негативно сказывается на экономике рейса и вынуждает их искать груз из Астрахани, где, учитывая текущую ситуацию, отправители начали завышать цены.
Участники рынка сходятся во мнении, что порт Махачкала пока еще не готов полностью заменить Астрахань в качестве основного зернового хаба на Каспии, так как его инфраструктура оказалась не способной обеспечить возросший приток грузов. Фрахтователи в дальнейшем будут пытаться в большей степени задействовать ж/д транспорт, и постепенно вернутся в Астрахань, однако произойдет это не ранее шестой или даже седьмой недели.