Итоги 2024 года: железнодорожные операторы под давлением

давление. По итогам девяти месяцев 2024 года ведущие операторы подвижного состава сократили ключевые показатели: погрузка снизилась на 5,4%, грузооборот — на 1%. Эксперты INFOLine отмечают, что негативная динамика сохранится в четвёртом квартале.

Такой тренд отражает общую ситуацию в сети ОАО «РЖД», где объём погрузки сократился на 4%, а грузооборот уменьшился на 5,3–5,8% в зависимости от учёта порожнего пробега.

Топ-игроки: устойчивость в условиях спада

Несмотря на снижение общего объёма перевозок, лидеры рынка сохраняют позиции в рейтинге INFOLine Rail Russia TOP:

  • Первая грузовая компания (ПГК), подконтрольная ВТБ, удерживает первое место. Однако её конкуренты продолжают нагонять.
  • Федеральная грузовая компания (ФГК) стабильно занимает вторую строчку.
  • На третьем месте остаётся «Деметра-Холдинг», который, кроме того, активно выступает консолидатором активов.

Национальная транспортная компания (НТК), созданная на базе портовых и железнодорожных активов «Еврохима» и СУЭК, стала неожиданным лидером по грузообороту за девять месяцев. Во втором квартале НТК также возглавила рейтинг по объёму погрузки, а в третьем квартале заняла второе место.

 

" "

 

Противоречивые цифры третьего квартала

Динамика третьего квартала иллюстрирует общую неоднозначность ситуации в отрасли:

  • Грузооборот у операторов топ-10 вырос на 4,8% по сравнению с тем же периодом 2023 года.
  • Погрузка, напротив, сократилась на 8,8%, отражая структурные проблемы рынка.

Эти изменения демонстрируют, что рынок постепенно переходит в новую фазу, где ключевую роль начинает играть консолидация.

Четвёртый квартал: спад и консолидация

Эксперты ожидают, что показатели операторов продолжат снижаться. Как отмечает генеральный директор «INFOLine-Аналитики» Михаил Бурмистров, динамика в четвёртом квартале будет негативной, что связано с:

  • Снижением общего спроса на грузоперевозки.
  • Ухудшением экономических условий.
  • Усилением конкуренции между операторами.

На этом фоне наблюдается усиление консолидации рынка: небольшие операторы из топ-20, обладающие преимущественно лизинговым парком, активно продают свои активы крупным игрокам. Одним из ключевых покупателей выступает «Деметра-Холдинг», укрепляющий свои позиции как консолидатор отрасли.

2024 год стал годом вызовов для железнодорожных операторов. На фоне снижения ключевых показателей и ужесточения конкуренции участники рынка адаптируются к новым реалиям. Консолидация, активное перераспределение долей и смена лидеров формируют новую конфигурацию отрасли, которая станет основой для её дальнейшего развития.

2025 год обещает быть непростым, но для сильных игроков, способных использовать новые возможности, он может стать началом нового этапа роста.

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости