По оценке Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), на фоне глобальной турбулентности мировой экономики, связанной с ценовыми войнами на нефтяном рынке, пандемии коронавируса и принимаемых мер противодействия ему выручка ОАО «РЖД» в марте 2020 года сократилась более чем на 3 млрд рублей, операторов грузовых вагонов – более чем на 10 млрд рублей.
Соответствующую оценку ИПЕМ сделал на основе анализа данных о динамике погрузки на сети ОАО «РЖД», опубликованной 1 апреля. По данным холдинга, погрузка в марте составила 106,6 млн тонн, что меньше уровня марта-2019 на 5,5%. Последний раз подобный значительный спад наблюдался в 2013 году: в январе (-6,54% к январю-2012) и октябре (-5,36%).
По мнению Института, опережающие темпы снижения грузооборота (-7,3% без учета порожнего пробега) свидетельствуют о большем сокращении экспортных перевозок по сравнению со внутренними. Прежде всего пострадали перевозки экспортного угля через порты Северо-Запада и Юга России. Устойчивый тренд на рост угольных перевозок наблюдается только на Восточном полигоне. В настоящее время в этом направлении существует дополнительный спрос на уголь со стороны Китая, шахты которого еще не вышли на докризисный уровень.
«На фоне драматичного снижения пассажиропотока на железнодорожном транспорте (-20% в дальнем следовании и снижении, с перспективой, до 85% пассажиропотока пригородного транспорта в Московском регионе на не рабочей неделе) спад погрузки выглядит умеренным. Однако его пик еще впереди, так как производственные и кооперационные связи только к концу марта стали приводить к остановке предприятий и существенному сокращению спроса на транспортировку грузов», – отметил заместитель генерального директора ИПЕМ Владимир Савчук.