Институт проблем естественных монополий (ИПЕМ) провел экспресс-оценку потери выручки у компаний железнодорожного транспорта на фоне падения погрузки в апреле. По оценкам Института, из-за неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктуры, пандемии коронавируса и противодействующих мер выручка ОАО «РЖД» в апреле 2019 года сократилась на 9 млрд руб., операторов грузовых вагонов – более чем на 14 млрд руб., суммарно – более чем на 23 млрд руб. С учетом оценок, проведенных ИПЕМ в марте, потери железнодорожного транспорта России за март-апрель составляют более 36 млрд руб.
Экспресс-оценка проводилась на основе публичной информации ОАО «РЖД» о динамике погрузки за апрель 2020 года и в сравнении с показателями 2019 года. По данным ОАО «РЖД», в апреле погрузка на сети холдинга составила 100,8 млн т, что на 5,9% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.
Проведенный ИПЕМ предварительный анализ показал, что потери выручки ОАО «РЖД» в апреле 2020 года по сравнению с апрелем 2019-го составили 9 млрд руб., при этом объем потерь в следствии сокращения груженых вагоноотправок составил 7,3 млрд руб., порожних – 1,7 млрд руб. Операторы грузовых вагонов, по оценке ИПЕМ, за апрель 2020 года потеряли более 14 млрд руб.: от прямого снижения погрузки – 2,6 млрд руб., от снижения ставок в связи с профицитом парка – 11,5 млрд руб. Вместе потери выручки операторов и ОАО «РЖД» в апреле 2020 года составили более 23 млрд руб. по отношению к апрелю 2019 года.
Ранее ИПЕМ проводил аналогичную оценку потерь выручки железнодорожного транспорта России в марте 2020 года. По оценкам Института, в прошлом месяце ОАО «РЖД» и операторы грузовых вагонов потеряли более 13 млрд руб. по отношению к марту 2019 года. Таким образом, потери выручки железнодорожного транспорта России за март-апрель составили более 36 млрд руб. (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года).
«Спад погрузки продолжает выглядеть не столь драматичным на фоне падения пассажиропотока, - отметил заместитель генерального директора ИПЕМ Владимир Савчук. - Предприятия смогли адаптироваться к работе в условиях, приближенных к картинным, однако влияние «коронакризисных» последствий на грузовые перевозки будет существенно более продолжительным, так как промышленность будет восстанавливаться медленнее, чем пассажиры возвращаться на транспорт».
ИПЕМ планирует провести уточняющую и системную оценку совокупного влияния неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктуры и пандемии коронавируса на железнодорожный транспорт России позднее, по окончании активной фазы кризиса.