Не так давно ряды ассоциации пополнил один из крупнейших логистических операторов. Сейчас членами Хартии являются более тысячи организаций. Но так ли нужно рынку подобное объединение? Своим мнением на этот счет поделился операционный директор логистической компании «Точка-Точка» Максим Алексеев.
Безусловно, любая инициатива, целью которой является создание равных условий и правил игры для участников рынка, полезна всем сторонам сделки и в конечном счете потребителю.
Развитие отраслевых ассоциаций, профсоюзов, новых законодательных инициатив типа реестра, Хартии – все это мы наблюдаем в последние годы. Но здесь важно даже не то, какое из нововведений лучше, а когда они будут реально работать.
По моему мнению, есть странность во всех этих инициативах и событиях. С одной стороны, государство стремится обелить рынок, создать свободную конкуренцию, с другой стороны, новые правила игры зачастую не учитывают интересы представителей малого и среднего бизнеса, которые являются основными участниками этого рынка. Иногда случается так, что подобные правила даже могут стать губительны для предпринимателей. Для крупного бизнеса напротив создаются дополнительные преференции.
На мой взгляд, клиенты членов Хартии в данный момент никаким образом не ощущают на себе преимуществ от присоединения перевозчиков к данной организации. Более того, не понятно, как работает претензионный механизм, кто осуществляет арбитраж, кто входит в состав инициативной группы. Как мне, перевозчику, поднять вопрос на обсуждение или каким-либо образом привлечь внимание членов Хартии к моей проблеме? Если прочесть внимательно текст Хартии и конкретно абзац с правилами ведения бизнеса, которые должен принять на себя каждый участник рынка, то складывается ощущение, что есть более значимая цель всей этой истории – защита крупного бизнеса от повышенных налоговых рисков, связанных с неуплатой контрагентами (экспедиторами и перевозчиками) НДС.
Конечно, прошло совсем не много времени для того, чтобы оценивать эффект. Основной принцип fair play пока сложно разглядеть в деятельности Хартии. На сайте организации приведены цифры, имеются декларации, но результатов работы там не найти. Единственное свидетельство рациональности работы этого механизма – динамика присоединения перевозчиков и экспедиторов к организации. Однако оценить, насколько рынок стал прозрачнее и конкурентнее, сложно. С уверенностью могу сказать, что в нашем сегменте неспециализированных грузовых перевозок все по-прежнему.
Мы планировали подать документы на вступление в Хартию, более того, многие наши партнеры, контрагенты, особенно в ЮФО, состоят в ней. Но проанализировав все за и против, мы пока не смогли найти ответ на простой вопрос – что дает моему бизнесу вступление в данную ассоциацию кроме «репутационных бенефитов», которые задекларированы инициативной группой.