
Весна принесла рынку приятные перемены. В чем они заключаются, как долго продлятся и что нас ждет дальше — проанализируем обстановку по основным направлениям рынка контейнерных перевозок с Вероникой Белецкой, специалистом по управлению клиентским опытом компании EASTEX.
Рынок морских перевозок — штиль перед бурей?
Во втором полугодии 2024-го остро ощущалась нехватка порожних контейнеров, теперь же ситуация значительно улучшилась.
Упростилось бронирование и получение свободных мест на судах, сократились сроки ожидания отправок, произошло значительное снижение ставок фрахта. Как мы видим, морские перевозки из Китая в Россию подешевели более чем в два раза, что связано с низким спросом со стороны импортеров и недостатком грузовой базы. Сейчас ставка на 40-футовый контейнер на Владивосток составляет в среднем 1600 долларов.
Однако, затишье долго не продлится. Уже в конце мая — начале июня мы прогнозируем возвращение дефицита порожних контейнеров и мест на судах.
Железная дорога — дешево и быстро
Как заметили наши специалисты, клиенты все чаще выбирают железнодорожные перевозки из Китая в Россию. Их привлекает как стоимость услуг, так и высокая скорость перевозки до конечной точки. Сейчас средний срок доставки составляет три недели, а еще недавно он достигал нескольких месяцев.
Ставки фрахта также значительно снизились. Например, цены на отправку контейнеров по железной дороге из Китая в Россию достигли минимального значения за последние несколько лет: по основным направлениям средняя стоимость отправки 40-футового контейнера составляет 4500-5000 долларов. Для сравнения, в пик пандемии ставки доходили до 13-15 тыс. долларов.
Какие перспективы нас ждут
По мнению наших аналитиков, благоприятный курс юаня может вызвать рост ставок на фрахт уже в ближайшее время. Кроме того, вырастут и объемы перевозок, из-за чего вероятна нехватка оборудования по всем направлениям.
Есть вероятность, что недавняя новость о повышении тарифов в США приведет к перераспределению грузопотоков между видами транспорта и направлениями маршрутов. Китайские железные дороги в связи с этим могут сократить число окон для российских операторов.
Железнодорожные маршруты, проходящие через Россию, — это альтернатива морским перевозкам в условиях нестабильной политической обстановки. Однако санкции и ограниченная инфраструктура тормозят рост объёмов. Китайские операторы в ожидании повышения спроса на железной дороге увеличивают число окон для РФ. Но спрос зависит от экономики и конкурентной среды. При высокой конкуренции в судоходстве и росте тарифов будут увеличиваться и объемы железнодорожных перевозок. В итоге это приведет к временному дефициту транспорта и сокращению доступных окон для операторов.
Точный прогноз перспектив зависит от мировой экономики и политической ситуации, поэтому нужно быть готовыми к любым изменениям.
Контейнерная логистика 2025 — тренды глазами EASTEX
В первую очередь, наблюдается критическая перегруженность портов Дальнего Востока. Несмотря на инвестиции в инфраструктуру, проблемы сохранятся минимум до 2026 года. В связи с этим поток клиентов перетекает в сторону более стабильной железной дороги.
При этом направление железнодорожных доставок стремительно развивается — за первый квартал 2025 года рост объемов здесь составил 20-25%. Железнодорожная инфраструктура еще недавно была слабым местом этого вида перевозок, но ситуация постоянно улучшается. Сейчас скорость доставки по рельсам значительно выше, чем по морю.
Помимо прочего, меняется структура грузов. Из-за насыщения рынка и развития локального производства уменьшается доля потребительских поставок (B2C), и в настоящий момент грузы для B2B составляют уже 70% грузопотока.
Сегодня ситуация на рынке контейнерных перевозок спокойная, но долго это не продлится. Снова возникнут задержки в перевозках и снова вырастут цены — но когда и что именно к этому приведет, вопрос открытый.