На транспорте проводится эксперимент по внедрению электронных первичных перевозочных документов в сфере автомобильного транспорта, который продлится до конца октября текущего года. Актуальность данного вопроса была подчеркнута лидерами отрасли в рамках совещания по вопросам развития автомобильной промышленности от 24 апреля 2020 года под председательством Президента Российской Федерации Владимира Путина.
Эксперимент был инициирован Министерством транспорта Российской Федерации в начале февраля 2020 года. Для проведения эксперимента привлечены как представители государственных органов, так и коммерческих организаций, непосредственно участвующих в процессах перевозок. В России на автотранспорте ежегодно оформляется в бумажном виде около 3 млрд транспортных накладных и путевых листов, что составляет более 40 тысяч тонн бумаги. Переход на цифровой документооборот позволит минимизировать количество оформляемых бумажных документов, и, как следствие, снизить расходы отрасли.
На текущий момент многими коммерческими субъектами проводятся пилотные проекты по применению электронных транспортных накладных в хозяйственной деятельности. Однако основной проблемой массового внедрения таких ИТ-решений является обязательное предоставление и бумажных версий транспортных накладных сотрудникам ГИБДД, РТН и другим органам власти, что приводит к снижению эффективности их применения. Для преодоления этого барьера прототип государственной системы был создан ФГУП «ЗащитаИнфоТранс», государственной ИТ-компанией, разработчиком и оператором уникальной единой государственной информационной системы обеспечения транспортной безопасности (ЕГИС ОТБ).
Как отметил заместитель Министра транспорта Российской Федерации Алексей Семенов: «С начала года мы провели большую работу по анализу существующих бизнес-процессов по оформлению и обороту электронных транспортных накладных и электронных путевых листов. Мы исследовали все аспекты практического взаимодействия участников перевозки, операторов электронного документооборота и ФОИВ, определили, что и кто делает на каждом этапе обмена данными, какие существуют проблемы. Эта работа проводилась в тесном взаимодействии с бизнесом - с компаниями, непосредственно заинтересованными во внедрении на государственном уровне лучших практик электронного документооборота первичных перевозочных документов. На каждом этапе проводились обсуждения с профессиональными участниками рынка, в т.ч. с ООО «Э-КОМ», ООО «Икс 5 Ритейл Групп», ПАО «Магнит», ООО «Деловые линии», ООО «ЛОРУС Эс Си Эм» (ПАО Соллерс), ООО «Руста логистик», Национальной ассоциацией предприятий автомобильного и городского пассажирского транспорта и другими... ». Также Алексей Семенов добавил: «...Результатом работы стал разработанный сценарий типового информационного обмена между государственными и коммерческими информационными системами. Необходимо аккуратно встроить прототип государственной системы в существующие бизнес-процессы для сбора соответствующих данных, обеспечения контрольно-надзорных, фискальных и разрешительных функций государства без бумажных носителей. Данный прототип станет основой для оформления электронных накладных не только в сфере автомобильного транспорта, но для интер- и мультимодальных перевозок».
Генеральный директор ФБУ «Росавтотранс» Алексей Двойных подчеркнул высокую важность и своевременность скорейшего внедрения электронных первичных перевозочных документов в сфере автомобильного транспорта: «Сегодня – это вызов времени. Оттого, насколько качественно пройдет данный эксперимент, как он будет воспринят участниками перевозочного процесса, будет зависеть переход на цифровую форму организации перевозок в целом. Положительный эффект от цифровизации сервисов транспортной отрасли очевиден – перевозчики получат больше возможностей для развития бизнеса. Рынок станет более доступным, снизятся затраты за счет уменьшения издержек на оформление документов, значительно сократится время на их получение и переоформление. Упорядочение перевозочного процесса через цифру на государственном уровне несомненно позволит повысить прозрачность перевозочного процесса и, как следствие, увеличения налогов для государства, а для добросовестных перевозчиков – развитие компаний».
Виктор Парахин, заместитель генерального директора ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» сообщил: «Разработан прототип государственной системы, который может стать основой для внедрения суперсервиса «Безбумажные перевозки пассажиров и грузов». Мы делаем платформу для обеспечения взаимодействия государства, а именно Минтранса, государственных контрольных и надзорных органов: Ространснадзора, ФНС, ГИБДД, и участников перевозки. В первую очередь будет организован обмен данными электронных транспортных накладных и путевых листов на основе реестровой модели для автомобильных грузоперевозок. Цифровой государственный сервис должен обеспечивать высокую доступность данных первичных перевозочных документов всем заинтересованным ФОИВ и структурам, обеспечивающим контрольно-надзорную и разрешительную деятельность. Он станет основой для перехода государства и бизнеса на новый уровень взаимодействия - предиктивного оказания госуслуг в транспортной отрасли, таких как: выдача специальных разрешений на перевозку, проверку на легитимность и др. Это позволит создать целый пласт новых цифровых сервисов, как государственных, так и коммерческих, использующих первичные перевозочные данные, для участников рынка».