Проблема дефицита порожнего оборудования на рынке морских контейнерных перевозок остается актуальной уже довольно долгое время, и разрешение ситуации в обозримом будущем пока маловероятно. О текущей ситуации рассказал Никита Карагодин, руководитель Санкт-Петербургского подразделения логистической компании «ДАКСЕР»
На сегодняшний день в мире по-прежнему отмечается нехватка порожнего оборудования и провозных мощностей. Подтверждение букинга у многих контейнерных линий происходит не ранее чем за месяц до ожидаемой отправки груза.
Определенные проблемы наблюдаются и в американских портах, включая Саванну. Там фиксируется серьезное скопление грузов, за счет чего обработка задерживается по срокам. Китай испытывает трудности с дефицитом порожнего оборудования и мест на судах, однако пытается решить проблему путем увеличения количества производимых контейнеров.
Альтернативой морских транспортировок сейчас выступают железнодорожные ― логистические операторы наращивают объемы перевозимых таким образом грузов как по прямым маршрутам, так и по интермодальным (включая отправки по морю) через Дальний Восток. Отмечается и рост числа перевозок автотранспортом в направлении Китай-Россия. Тем не менее нехватка мощностей наблюдается и на альтернативных маршрутах.
Если говорить о нынешних тарифах на фрахт, то, например, на маршруте Шанхай-Санкт-Петербург за отправку одного 20-футового контейнера придется заплатить примерно 4,5-5 тыс. долларов США, а 40-футового ― 10-10,5 тыс. долларов США. Более того, нет никаких гарантий получения места на судне даже в том случае, если заказчик готов заплатить требуемую сумму.
Не исключено, что судоходные компании частично завышают спрос и дефицит провозных мощностей намеренно, снимая суда с рейсов. Тем самым повышаются тарифы. По моему мнению, именно судовладельцы смогут оказать значительное влияние на изменение ситуации.
Сейчас довольно сложно делать прогнозы, исходя из предположения, что нехватка создана контейнерными линиями искусственно ради роста тарифов. Если анализировать текущее развитие событий, ситуация может улучшиться не ранее осени.