Распространение коронавирусной инфекции оказало значительное влияние на грузоперевозки — как отрицательное, так и положительное. Одним из негативных последствий пандемии стала сложная ситуация на рынке морских контейнерных отправок. О причинах её возникновения, развитии событий и прогнозах на 2021 год рассказали представители логистических компаний «ДАКСЕР», FM Logistic и группы компаний AsstrA.
Эксперты единодушны — ситуация с контейнерными перевозками по морю по-прежнему остается сложной. Это особенно заметно на маршрутах экспорта из Азии в Европу и европейскую часть России. Руководитель направления мультимодальных перевозок FM Logistic Дмитрий Суховерша отмечает, что рост ставок фрахта наблюдался еще в сентябре 2020 года, а к декабрю они увеличились в два раза по сравнению с показателями августа. С ним согласен Януш Булиньски, начальник польского подразделения контейнерных перевозок группы компаний AsstrA — эксперт считает, что по состоянию на январь 2021-го цены на перевозки приблизились к пиковым значениям. «Темпы экспорта из Европы в Азию увеличились в 2-3 раза по сравнению с ранней весной, импорта — в 5-6 раз», — заявляет он.
Эксперты считают, что нынешнее состояние рынка обусловлено несколькими причинами. Одной из основных стал дефицит порожнего оборудования, местами беспрецедентный. «На одном из китайских маршрутов импортных отгрузок мы отмечаем дефицит порожних контейнеров, подобных которому не было более 20 лет, — констатирует Роман Ипатов, директор по интермодальным операциям логистической компании "ДАКСЕР". — Мест на железнодорожных платформах и морских судах также не хватает». Януш Булиньски также отмечает, что запасы порожнего оборудования стали снижаться из-за недостаточного количества рейсов, вызванных падением объемов производства в Азии и снижением спроса на контейнерные отправки в Европе и США. Еще одну причину назвал Дмитрий Суховерша — это фактор сезонности. По его словам, он послужил возникновению перегрузки альтернативных маршрутов: контейнерных поездов из Китая в Европу и мультимодальных сервисов через дальневосточные порты.
Прогнозы о сроках нормализации ситуации и потенциальном снижении ставок фрахта эксперты делать не спешат. Януш Булиньски считает, что тарифы сохранятся на высоком уровне еще некоторое время после окончания китайских новогодних праздников, затем, возможно, начнут уменьшаться. По мнению Романа Ипатова, прогнозы на остаток 2021 года можно будет делать только после первого квартала.