На российском рынке автомобильных грузоперевозок с привлечением наемного транспорта по итогам 2019 года сохранилась положительная динамика. Об этом свидетельствуют данные Биржи ATI.SU – крупнейшей онлайн-платформы грузовой логистики. Кроме того, обозначилась тенденция снижения стоимости автоперевозок в республику Крым из южных и центральных регионов страны (в среднем на 30%). Эксперты связывают это с открытием в 2018 году Крымского моста. Также увеличилось количество грузоперевозок товаров FMCG-сегмента: продуктов питания, одежды, игрушек обуви, косметики и парфюмерии.
Направления
Автомобильные грузоперевозки являются индикатором состояния реального сектора экономики. Спрос на этот вид грузоперевозок постепенно увеличивается, начиная с 2017 года, что связывают с адаптацией бизнеса к работе в условиях стагнирующего рынка и с развитием транспортно-логистической инфраструктуры в стране. В 2019 году существенный рост показали грузоперевозки внутри Московского региона – их объем вырос на 21%. Перевозки из Подмосковья и обратно в другие крупнейшие регионы также показали существенный рост. Все это свидетельствует об усилении роли Московского региона как центрального логистического хаба России.
В категории междугородних лидировали автоперевозки из Москвы в Санкт-Петербург и обратно, однако существенного роста это направление не продемонстрировало, несмотря на то, что в 2019 году уже работала большая часть трассы М-11. Возможно, это направление станут использовать активнее с открытием последнего участка, которое состоялось в ноябре.
Стоит также отметить резкий рост автоперевозок из Новосибирска в Омск (46%), из Челябинска в Екатеринбург (26%), а также из Ростова в Краснодар (23%). Это демонстрирует усиление экономических связей между регионами-соседями. Стали набирать обороты новые логистические маршруты через страну, например, перевозки из Сахалина в Татарстан и из Ингушетии в Башкортостан.
Стоимость
Важной тенденцией 2019 года стало снижение средних ставок на грузоперевозки из южных и центральных регионов в Крым. После открытия Крымского моста появилась возможность перевозки тяжеловесных грузов и использовать контейнеры 20 и 40 футов. Также вырос и объем перевозимых грузов в этом регионе.
Среди самых дорогих направлений – республика Коми, Архангельская область, Приморский край, республика Алтай, республика Калмыкия: стоимость перевоза грузов в эти субъекты в 2019 году возросла на 43-88%. А автомобильные перевозки грузов, например, из Ханты-Мансийского автономного округа в Волгоградскую область и из республики Коми в республику Марий Эл в 2019 году обходился в среднем на 30% дороже, чем в 2018.
Категории товаров
В 2019 году на бирже ATI.SU по сравнению с 2018 годом из основных категорий заметно увеличилось количество заявок на автоперевозку оборудования и запчастей (+10%), а также товаров народного потребления (+7,5%). Из менее популярных категорий можно выделить серьезный рост спроса на перевозку обуви (+40,8%), парфюмерии и косметики (+24,7%), а также мяса (+18,7%). Из более редких видов товаров взрывной рост продемонстрировала перевозка мороженого (+100%). Зато наметилась тенденция падения спроса на перевозку большинства видов строительных грузов – ДСП (-42,7%), цемента (-28,8%), досок (-17,1%), пиломатериалов (-14,2%) и фанеры (-12,7%).
«Автомобильные перевозки для многих грузовладельцев являются оптимальным вариантом благодаря своей гибкости – они позволяют доставить любой груз в любую точку. Кроме того, они в последние годы фактически становятся дешевле – рост цен в этой сфере ниже уровня инфляции. Также развитию автомобильных грузоперевозок способствуют перемены, которые сейчас происходят на рынке логистики. Например, в следующем году рынок ожидает введение электронной товарной накладной и постепенное внедрение ЭДО на всех этапах логистической цепочки. Это самым положительным образом скажется на всех участниках рынка и позволит упростить ряд ключевых процессов», – комментирует Святослав Вильде, управляющий Биржи ATI.SU.