Новые правила досмотра грузов в Беларусь: вызовы для логистики

С января 2024 года в Беларуси введены обязательные проверки грузов для физических лиц, следующих из России и стран ЕАЭС. Это привело к росту сроков доставки на 18-23%, сообщил Сергей Матеюк, руководитель направления развития Республики Беларусь в ПЭК.

Ключевые изменения:

  • Грузы для физлиц теперь отдельно доставляют на 6 специализированных площадок (Минск, Могилев, Гомель, Витебск);

  • Среднее время проверки — от 2 до 10 часов;

  • Доля затрат на досмотр в итоговой стоимости перевозки превышает 10%.

Как работает система досмотра?

Процедура включает 6 этапов:

  1. Оформление заявки и пропуска.

  2. Сопровождение сотрудниками «Белпочты» и «Белтаможсервиса».

  3. Размещение транспорта в зоне СВХ.

  4. Электронное уведомление о досмотре.

  5. Погрузочно-разгрузочные работы.

  6. Разукомплектация и таможенный контроль.

Сергей Матеюк:
«Чтобы не сорвать сроки коммерческих партий, перевозчики сначала везут их на свои склады, а затем отдельно — грузы физлиц на проверку».

Проблемы и риски

  • Нехватка пунктов контроля: сейчас они расположены на расстоянии 160-200 км, не покрывая всю территорию страны.

  • Недобросовестные перевозчики: до 30% игроков избегают досмотров, используя лазейки в законодательстве.

Сергей Матеюк:
«Ответственность за нарушение указа № 297 о БПЛА наступает только при камеральной проверке. В остальных случаях отследить уклонение сложно».

Автоматизация и новые решения

С 1 января 2025 года Беларусь запустила единую систему электронного учета грузов, что сократило время оформления с 3 часов до нескольких минут. Каждой перевозке присваивается уникальный ID, а данные автоматически передаются в Таможенный комитет.

Но этого недостаточно. Эксперт ПЭК предлагает:

  1. Увеличить число пунктов досмотра — особенно в Гродненской и Брестской областях, где сосредоточены ключевые логистические узлы.

  2. Внедрить ПАК (программно-аппаратные комплексы) для автоматического сканирования полуприцепов.

  3. Упростить процедуры на погранпереходах.

Рост спроса и оптимизация логистики

В 2024 году объем перевозок из России в Беларусь вырос на 10% (данные ПЭК). Для снижения задержек компания расширяет сеть отделений в крупных городах: Минске, Гомеле, Витебске, Гродно, Бресте.

Сергей Матеюк:
«Открытие новых пунктов досмотра рядом с логистическими хабами позволит сократить плечо доставки. А внедрение кросс-докинга упростит консолидацию грузов для физлиц».

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости