
С января 2024 года в Беларуси введены обязательные проверки грузов для физических лиц, следующих из России и стран ЕАЭС. Это привело к росту сроков доставки на 18-23%, сообщил Сергей Матеюк, руководитель направления развития Республики Беларусь в ПЭК.
Ключевые изменения:
-
Грузы для физлиц теперь отдельно доставляют на 6 специализированных площадок (Минск, Могилев, Гомель, Витебск);
-
Среднее время проверки — от 2 до 10 часов;
-
Доля затрат на досмотр в итоговой стоимости перевозки превышает 10%.
Как работает система досмотра?
Процедура включает 6 этапов:
-
Оформление заявки и пропуска.
-
Сопровождение сотрудниками «Белпочты» и «Белтаможсервиса».
-
Размещение транспорта в зоне СВХ.
-
Электронное уведомление о досмотре.
-
Погрузочно-разгрузочные работы.
-
Разукомплектация и таможенный контроль.
Сергей Матеюк:
«Чтобы не сорвать сроки коммерческих партий, перевозчики сначала везут их на свои склады, а затем отдельно — грузы физлиц на проверку».
Проблемы и риски
-
Нехватка пунктов контроля: сейчас они расположены на расстоянии 160-200 км, не покрывая всю территорию страны.
-
Недобросовестные перевозчики: до 30% игроков избегают досмотров, используя лазейки в законодательстве.
Сергей Матеюк:
«Ответственность за нарушение указа № 297 о БПЛА наступает только при камеральной проверке. В остальных случаях отследить уклонение сложно».
Автоматизация и новые решения
С 1 января 2025 года Беларусь запустила единую систему электронного учета грузов, что сократило время оформления с 3 часов до нескольких минут. Каждой перевозке присваивается уникальный ID, а данные автоматически передаются в Таможенный комитет.
Но этого недостаточно. Эксперт ПЭК предлагает:
-
Увеличить число пунктов досмотра — особенно в Гродненской и Брестской областях, где сосредоточены ключевые логистические узлы.
-
Внедрить ПАК (программно-аппаратные комплексы) для автоматического сканирования полуприцепов.
-
Упростить процедуры на погранпереходах.
Рост спроса и оптимизация логистики
В 2024 году объем перевозок из России в Беларусь вырос на 10% (данные ПЭК). Для снижения задержек компания расширяет сеть отделений в крупных городах: Минске, Гомеле, Витебске, Гродно, Бресте.
Сергей Матеюк:
«Открытие новых пунктов досмотра рядом с логистическими хабами позволит сократить плечо доставки. А внедрение кросс-докинга упростит консолидацию грузов для физлиц».