Октябрь: строительные грузы поедут в следующем году
В октябре 2018 г. показатели перевозок[1] продолжили расти: погрузка составила 108,4 млн т, что всего на 0,3% выше октября прошлого года. Основная причина замедления роста погрузки — в сокращении перевозок строительных грузов (-11,2%), которые осуществлялись преимущественно на внутренних направлениях. Грузооборот составил 222,2 тарифных млрд т-км (+3,5%), темпы его роста не сократились.
В октябре выросли перевозки угля (+9,9%), нефти и нефтепродуктов (+2,6%), железной руды (+10,1%), лесных грузов (+9,1%), лома черных металлов (+6,3%) и кокса (+11,1%). Незначительно снизились перевозки удобрений (-2,1%), цемента (-4,2%) и зерна (-8,0%).
В начале октября генеральный директор ОАО «РЖД» Олег Белозеров заявил, что план погрузки на 2018 г. официально пересмотрен: прогноз ее роста повышен до +2,2%. При этом за 10 месяцев 2018 г. прирост показателя к аналогичному периоду прошлого года составил +2,7%.
Cогласно октябрьскому прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации по версии Минэкономразвития, в 2019 г. ожидается рост погрузки на сети РЖД на +1,5%. Основное увеличение (+3,2%) придется на экспорт. Наибольший рост погрузки ожидается по углю — это более половины уровня роста. Кроме того, увеличится погрузка руды, удобрений и стройматериалов. Рост грузооборота в 2019 г. прогнозируется около +2,6% к уровню текущего года. А в 2020–2021 гг. погрузка планируется с ростом +2,3% ежегодно, а общий грузооборот — порядка +2,5% ежегодно.
Уголь: погрузка на рекордном уровне за последние 15 лет
Погрузка угля в октябре выросла к прошлому году на 9,9% и составила 34,3 млн т, установив новый рекорд за последние 15 лет. Всего с начала 2018 г. по железной дороге было отправлено 310,6 млн т угля, что на 5,5% выше показателя аналогичного периода 2017 г.
Экспортные отправки продолжили расти (+1,7%), при этом основное увеличение поставок по-прежнему было в Германию (в 7 раз выше уровня прошлого года) и Польшу (в 1,5 раза). Кроме того, в октябре существенно выросли отгрузки в Литву — прирост составил почти 400 тыс. т, тогда как в октябре прошлого года поставки были на низком уровне — около 30 тыс. т.
В конце октября министр энергетики Польши Кшиштоф Тхужевский высказался за возрождение проекта строительства собственной АЭС. Причина кроется в планах Евросоюза по повышению штрафов за выбросы тепловых газов, тогда как 80% электроэнергии Польши обеспечивается угольными электростанциями. По его оценке, если до 2025 г. не будет решена проблема декарбонизации энергетики, стоимость электроэнергии в Польше вырастет на 30−40%. При этом развитие энергетики на возобновляемых источниках ситуацию исправить не может — доля ветровых электростанций в энергобалансе текущего года не превысит 4%, а наиболее подходящие участки для их строительства уже почти полностью освоены. Однако пока проект строительства АЭС еще даже не запущен, экспортный грузопоток российского угля в Польшу будет оставаться на текущем высоком уровне.
Помимо внешнеэкономических условий, росту перевозок отечественного угля способствуют и внутренние инициативы. Так, в конце ноября было подписано концессионное соглашение между Государственной транспортной лизинговой компанией и Федеральным агентством морского и речного транспорта, предусматривающее инвестиции в размере 24 млрд руб. в создание нового терминала «Лавна» в Мурманске. Первую очередь терминала мощностью 9 млн т планируется запустить в конце 2019 г., а после ввода второй и третьей очередей в 2021 и 2023 гг. пропускная способность порта вырастет вдвое, превысив 25 млн т.
При этом, согласно исследованию крупнейшего в России производителя угля СУЭК, подготовленному на основе данных BCG и McKinsey, новые технологии, такие как распространение электромобилей, приведут к росту потребности в угле для электростанций: к 2030 г. — около 292–452 млн т, а к 2035 г. — 544 млн т.
Сложившиеся на рынке условия будут способствовать дальнейшему росту погрузки угля железнодорожным транспортом за счет наращивания экспортных отправок.
Нефть и нефтепродукты: рост продолжился
Погрузка нефти и нефтепродуктов в октябре выросла на 2,6% и составила 19,7 млн т. Всего с начала 2018 г. по железной дороге было отправлено 195,6 млн т нефти и нефтепродуктов, что выше показателя аналогичного периода 2017 г. на 0,6%.
Рост перевозок по-прежнему обеспечен увеличением экспортного грузопотока (+2%) в Нидерланды (+6%), Италию (+23%) и Азербайджан (поставки почти не осуществлялись в прошлом году).
В ноябре стало известно, что РЖД продлили скидку в 50% на перевозку нефтепродуктов со станций Барбаров и Новополоцк Белорусской железной дороги в направлении припортовых станций Октябрьской железной дороги на 7 лет. Кроме того, монополия приняла решение снизить в 2019 г. цены на грузовые перевозки в рамках «тарифного коридора». Скидка составит 20,1% от действующего тарифа на перевозку сырой нефти в цистернах со станции Сковородино Забайкальской железной дороги до станции Ванино Дальневосточной железной дороги. Но она будет действовать при условии гарантированного объема перевозок для каждого отправителя в размере не менее 600 тыс. т с 1 января по 31 декабря 2019 г.
В среднесрочной перспективе погрузка нефтяных грузов железнодорожным транспортом может умеренно расти за счет создания РЖД привлекательных условий для грузоотправителей, однако ввод новых трубопроводных мощностей вновь приведет к падению.
Строительные грузы и цемент: государство поддержит отрасль
Погрузка строительных грузов в октябре снизилась к аналогичному периоду прошлого года на 11,2% и составила 10,3 млн т, а цемента — на 4,2% и составила 2,3 млн т. Всего с начала 2018 г. по железной дороге было отправлено 106 млн т строительных грузов и 22 млн т цемента, что на 6,6% и 6,7% ниже показателей аналогичного периода 2017 г.
По данным Росстата, в октябре ввод жилья составил 5,9 млн м2, что на 14,7% ниже показателя октября 2017 г. Всего за 10 месяцев 2018 г. ввод жилья сократился на 3,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
В конце ноября стало известно, что Правительство РФ рассматривает возможность введения прямых мер государственной поддержки для застройщиков жилья с целью достичь показателей, предусмотренных в проекте «Жилье и городская среда» — в 2024 г. в России должно быть построено 120 млн м2 жилья при текущем уровне около 80 млн м2 в год. Порядок поддержки будет определен после корректировки паспорта проекта из-за изменившихся рыночных условий, в том числе уровня инфляции.
По оценке исполнительного директора НО «Союзцемент», реализация проекта может привести к росту потребления цемента для жилищного строительства в 1,5 раза (до 35 млн т цемента в год). А в случае распространения реновации для всех без исключения регионов объемы перевозок, в том числе по железной дороге, могут вырасти еще больше. Также свой вклад в рост потребления цемента могут внести крупные строительные проекты национального масштаба, например, возведение высокоскоростной магистрали Москва – Казань.
Существенным драйвером перевозок строительных грузов может стать утвержденная правительством России инвестиционная программа ОАО «РЖД» на 2019–2021 гг., в рамках которой планируется реконструировать 17 тыс. км железнодорожного пути.
Погрузка строительных грузов и цемента железнодорожным транспортом будет зависеть от определения мер государственной поддержки строительной отрасли, ее адаптации к новым рыночным условиям, реализации инфраструктурных проектов, а также экономической ситуации в стране в целом.
Черные металлы: рост спроса замедлится
Погрузка черных металлов в октябре осталась на уровне прошлого года и составила 6,2 млн т. Всего с начала 2018 г. по железной дороге было отправлено 65 млн т черных металлов, что на 8,8% выше показателя аналогичного периода 2017 г.
В октябре внутренние перевозки выросли на 4%, тогда как экспорт сократился на 5%. Уменьшение грузопотока в Турцию был ожидаем после ввода страной импортных квот на сталь.
В ноябре ассоциация «Русская Сталь», объединяющая крупнейших производителей черных металлов и труб в России, снизила прогноз потребления стали в России в 2018 г. до 1%, что ниже предыдущего прогноза, который составлял 2,6%. А экспорт, по оценкам ассоциации, в 2018 г. сохранится на уровне прошлого года. Однако из-за волны протекционистских мер в различных регионах, после введения США в 2018 г. дополнительно к действующим мерам защиты 25% пошлины на металлопродукцию, доля полуфабрикатов (стальной заготовки) в экспорте будет увеличиваться.
Вместе с тем, «Северсталь» прогнозирует восстановление спроса строительной отрасли в 2019 г. после падения на 2% в 2018-м. Спрос автомобильной промышленности в 2019 г. вырастет на 5%, поднявшись на 9% в этом году, тогда как спрос тяжелого машиностроения упадет на 4% в 2019 г. после увеличения на 7 % в 2018-м. Прирост спроса от производителей труб большого диаметра в следующем году составит 10% после 15% в 2018 г. По оценке компании, Россия сможет пройти медленный рост на 1% в год в течение следующих пяти лет, но он ускорится после 2023 г. на фоне крупных государственных расходов на проекты инфраструктуры и спроса со стороны энергетического сектора.
По оценке НЛМК, рост спроса на сталь в 2019 г. в мире замедлится по сравнению с 2018-м и составит 1,4%. В будущем году в странах Азии и Океании, ЕС, США и РФ рост спроса останется на уровне 2018 г. В странах Центральной и Южной Америк, а также на Ближнем Востоке и Турции прогнозируемый спрос вырастет на 1%.
Таким образом, вслед за спросом на металлопродукцию темпы роста перевозок черных металлов железнодорожным транспортом несколько снизятся, однако в среднесрочной перспективе ожидается умеренный рост.
Руда: производители наращивают мощности
Погрузка руды в октябре составила 9,8 млн т, что выше показателей предыдущего года на 10,1%. Всего с начала 2018 г. по железной дороге было отправлено 96,3 млн т руды, что на 5,5% выше значений аналогичного периода 2017 г.
В октябре внутренние перевозки выросли на 13%, тогда как экспорт сократился на 7% за счет снижения объемов поставок в Турцию (вдвое) и Китай (-25%). При этом к предыдущему месяцу экспорт увеличился на 15% благодаря росту поставок в Нидерланды и Францию.
В октябре стало известно, что ПАО «Северсталь», осуществляющее контроль над мощностями Яковлевского горно-обогатительного комбината в Белгородской области, намерено до 2023 г. вложить в его модернизацию 25 млрд руб. Объемы добычи руды планируется нарастить с 878 тыс. т до 5 млн т в год. До конца 2018 г. уровень производства на комбинате должен быть увеличен до 1,315 млн т, что потребует 2,87 млрд руб. инвестиций.
Кроме того, «Евраз» планирует вложить около 6,8 млрд руб. в реконструкцию Таштагольского рудника в Кемеровской области и завершить работы ко второй половине 2019 г. Компания реконструирует закладочный комплекс, чтобы в два раза увеличить его мощность, и модернизирует станцию очистки шахтных вод и административно-бытовой комбинат. Проект позволит увеличить объем добычи железной руды на шахте в полтора раза — с 2,2 до 3,25 млн т в год.
В среднесрочной перспективе перевозки руды по железной дороге будут умеренно расти на фоне развития внутренних добывающих мощностей и стабильного спроса на металлопродукцию.
Лесные грузы: ставка на экспорт
Погрузка лесных грузов в октябре выросла к уровню предыдущего года на 9,1% и составила 3,6 млн т. Всего с начала 2018 г. по железной дороге было отправлено 38,3 млн т лесных грузов, что на 4,6% выше показателя аналогичного периода 2017 г.
Рост погрузки в октябре произошел за счет как внутренних (+25%), так и экспортных (+8%) перевозок. Увеличение поставок продолжилось в Финляндию (+25%) и Казахстан (+40%).
Лесопромышленный комплекс РФ может получить дополнительную поддержку со стороны государства. По словам вице-президента АО «Российский экспортный центр» Алексея Кожевникова, в России будут впервые введены шестилетние долгосрочные программы поддержки предприятий-экспортеров объемом 750 млрд рублей. Финансирование будет предоставлено в рамках национальной программы развития экспорта. При этом, приоритетами будут те отрасли, где в последние годы был достигнут успех в области импортозамещения, в том числе лесная.
Группа компаний «УЛК» (Архангельская область) и ZHEJIANG MATERIALS INDUSTRY SENHUA GROUP CO., LTD (Китай) заключили соглашение о поставках пиломатериалов объемом 220 тыс. кубометров в год. Сумма контракта составила 50 млн долларов. Еще две китайские компании проявили интерес к российской целлюлозно-бумажной промышленности. Yibo Foundation Group рассматривает возможность инвестиций в строительство ЦБК в Лесосибирске (Красноярский край), а Шанхайская ассоциация по торговле древесной продукцией сообщила о необходимости в импорте российской целлюлозы.
Перевозки лесных грузов железнодорожным транспортом будут расти и далее по мере развития лесопромышленного комплекса РФ, при этом ожидается увеличение несырьевого экспорта.
Зерно и продукты перемола: ожидаемое снижение погрузки
Погрузка зерна в октябре составила 2,3 млн т (-8,0% к октябрю прошлого года). Всего с начала 2018 г. по железной дороге было отправлено 22,3 млн т зерна, что на 30,8% выше показателя аналогичного периода 2017 г.
Падение перевозок произошло за счет сокращения экспорта преимущественно в Саудовскую Аравию (поставки на минимальном уровне), Египет (-10%) и Азербайджан (-70%).
По оценке руководителя аналитического центра «Русагротранс», в ноябре экспорт зерна может составить 4,5 млн т против 5,5 млн т в ноябре 2017 г., в том числе пшеницы — 3,8 млн т против 4,4 млн т год назад. Причина снижения — в эффекте высокой базы рекордного прошлого года, а также во влиянии погодных факторов (периодически возникающие штормы и ветры корректируют отгрузки). Кроме того, эксперт констатирует умеренный спрос на пшеницу — на текущий момент предложение превышает спрос.
Минсельхоз ожидает урожай зерна в России в 2019 г. в размере 110 млн т. Показатели по сбору урожая зерновых в 2018-м. составили 114,3 млн тонн. В следующем году вся посевная площадь составит 80,5 млн га, что на 1,3 млн га (1,6%) больше, чем в 2018 г. Яровой сев будет проведен на площади 52,9 млн га, что на 0,8% больше уровня текущего года. Яровые зерновые и зернобобовые культуры планируется разместить на площади 30,3 млн га, что на 2,2% больше, чем в 2018 г.
В текущих условиях перевозки зерна железнодорожным транспортом снизятся относительно уровня прошлого года, однако по-прежнему будут находиться на высоком уровне.
Химические и минеральные удобрения: падение будет недолгим
Погрузка удобрений в октябре составила 4,7 млн т (-2,1% к октябрю прошлого года). Всего с начала 2018 г. по железной дороге было отправлено почти 48,9 млн т удобрений, что на 3,5% выше показателя аналогичного периода 2017 г.
В октябре внутренние перевозки выросли на 10,5%, а экспорт сократился на 8,5% за счет снижения объемов поставок в Китай (-20%), на Украину (-85%) и Бразилию (-20%).
По словам генерального директора «ФосАгро», мировой рынок удобрений стоит на пороге перемен. Этап высоких капитальных затрат, связанных с выводом на рынок новой продукции, прошел, тогда как мировой спрос на удобрения значительно увеличился. Кроме того, ужесточение в Европе экологических требований к содержанию кадмия в фосфорных удобрений благоприятно скажется на качестве сельскохозяйственной продукции, являясь одновременно вызовом для их производителей. Жесткие ограничения по чистоте удобрений установлены уже в 21 стране Европы. И продукция российских производителей фосфорных удобрений уже соответствует этим требованиям.
Перспективными выглядят и новые рынки. АО «ОХК «Уралхим» и ПАО «Уралкалий» заявили о намерении освоить рынок Африки в ближайшие 7-10 лет. Он может стать одним из крупнейших для производителей удобрений и догнать по объемам потребления Китай и Индию, которые закупают 7 млн т и 4,8 млн т в год соответственно.
Кроме того, в ноябре генеральный директор компании «Уралхим» высказался о планах увеличить долю поставок минеральных удобрений на внутренний рынок до 50%. По его словам, сейчас на внешние рынки компания отгружает 65-70% выпускаемой продукции, оставшиеся 30-35% соответственно реализуются на внутреннем рынке.
В среднесрочной перспективе ожидается корректировка перевозок удобрений железнодорожным транспортом за счет высокого мирового спроса на российскую продукцию, а также по мере запланированного ввода производственных мощностей на территории РФ.
Ожидается дальнейший рост железнодорожного рынка
Источник данных о реализации подвижного состава и ставкам аренды — журнал «Рынок подвижного состава».
Коммерчески пригодный к перевозкам парк — 1 040 тыс. ед., тогда как неисправный на начало ноября по-прежнему на низком уровне — около 51,5 тыс. ед. В результате профицит парка составил 42,6 тыс. ед.
В октябре реализация вагонов заводами СНГ составила 7,6 тыс. ед., что на 16% выше результатов октября 2017 г. (6,6 тыс. ед.). При этом списано было всего 2,4 тыс. вагонов. Полувагонов было реализовано 4,8 тыс. ед., что существенно превышает объем их списания (0,8 тыс. ед.). Ставки аренды на типовые полувагоны в ноябре выросли до 2 000 руб./сутки, профицит в сегменте по-прежнему отсутствует.
На начало ноября парк вагонов нового поколения разных производителей достиг почти 118,3 тыс. ед. В ноябре УВЗ заявил о намерении вернуться к выпуску вагонов нового поколения после выполнения текущего заказа, но не ранее мая 2019 г.
По словам заместителя генерального директора ИПЕМ Владимира Савчука, в 2019 г. вагоностроительные предприятия РФ выпустят до 65 тыс. вагонов. При этом наиболее перспективную динамику спроса можно ожидать в сегменте фитинговых платформ. По оценкам ИПЕМ, их дефицит носит долгосрочный характер, а в течение 3 лет ставка предоставления может вырасти более чем на 20%. Кроме того, около половины участников рынка, опрошенных ИПЕМ, ожидают роста ставок предоставления вагонов в 2019 г. на остальной подвижной состав. Больше всего прогнозируется рост ставок на крытые вагоны (указали 69% респондентов), фитинговые платформы (66%), зерновозы (54%) и полувагоны (44%).
[1] C октября 2018 г. погрузка включает данные АО «АК «Железные дороги Якутии», где ОАО «РЖД» является перевозчиком.