Режим ограничений, вызванный пандемией коронавируса, привел к волнообразной заполняемости транспортных средств в сборных грузоперевозках. Это вызвало рост спроса на цифровые сервисы, позволяющие эффективно управлять загрузкой транспортного средства. Данный тренд выделил заместитель генерального директора «Первой транспортно-экспедиционной компании» (ПЭК) Вадим Филатов на III
Федеральном форуме «Smart Cars & Roads — цифровая трансформация экосистемы «автомобиль-дорога» в Российской Федерации».
Контроль за заполняемостью транспортного средства или, другими словами, за уровнем утилизации — важный маркер продуктивности транспортной компании. Средний показатель по рынку среди транспортных компаний, работающих в сегменте LTL — 80-90%. В апреле-июне уровень утилизации снизился на 1-2% в целом по рынку. Однако уже к концу года показатель, скорее всего, вернется к докризисному. Этому будут способствовать открытие непродуктовой розницы после карантина и постепенный рост потребительского спроса.
— В период ограничений, вслед за выходом новых постановлений и распоряжений Правительства РФ, менялись и грузопотоки между регионами. Приостановили свою деятельность многие непродуктовые ретейлеры, производители и дистрибьюторы. Соответственно, наблюдалось снижение грузопотока. Спустя некоторое время, ситуация с грузоперевозками в ЦФО стабилизировалась и произошел всплеск по грузопотоку, — отмечает Вадим Филатов.
Уменьшение показателей заполняемости транспортного средства грозит увеличением себестоимости перевозки и сниженной эффективностью использования автопарка на 1-2% в среднем по рынку. Традиционные методы контроля за заполняемостью включают в себя оперативное изменение маршрутизации или комплектации транспортного средства. Все переукомплектовывается так, чтобы показатель утилизации вырос, а груз остался неповрежденным. Каждый новый этап комплектации фиксируется, а руководство смены в оперативном режиме принимает решение по дальнейшему процессу загрузки ТС. В классическом формате эта работа проводится «вручную», что вызывает дополнительные сложности, снижает скорость загрузки и повышает риск ошибки на любом из этапов планирования загрузки. Норматив загрузки автопарка ПЭК составляет 85%. В апреле показатель заполняемости снизился на 1%. В мае вырос до планового объема. Столкнувшись с непрогнозируемым изменением грузопотока, транспортные компании начали поиск эффективных цифровых решений, позволяющих эффективно управлять показателем заполняемости. В ПЭК таким
решением уже два года является система «Центр управления перевозками» («ЦУП»), позволяющая прогнозировать и моделировать маршрутизацию логистики. Платформа решает целый комплекс задач, связанных с загрузкой транспортного средства. Она повышает эффективность взаимодействия транспортного и складского блока, позволяя заранее спланировать потребность в складских ресурсах и необходимые транспортные мощности. Кроме того, ЦУП становится инструментом для контроля за каждым рейсом. С помощью системы можно проконтролировать проведение погрузочно-
разгрузочных работ, проследить за своевременностью отправки и прибытия автомобилей, зафиксировать объем остатков на каждом из складов. По данным ПЭК, прогресс по оптимизации себестоимости перевозок с использованием «ЦУП» составил порядка 2%.
«Сервис позволяет в режиме онлайн контролировать все отгрузки на каждом терминале компании в масштабе всей страны. Ни один рейс не совершается без предварительного согласования, фиксации и контроля. В итоге грузооборот ПЭК по LTL-перевозкам в апреле и мае оставался на уровне прошлого года. А первая половина июня позволила выйти на рост», — резюмировал Вадим Филатов.
На рынке существуют и другие схожие по принципам работы IT-решения, позволяющие компаниям управлять грузопотоками. Чаще всего они разрабатываются для внешнего рынка. Одно из последних представила «Яндекс.Маршрутизация», которая в июле презентовала новое специализированное логистическое решение для курьерских служб.
МТС разрабатывает цифровую платформу Teleport, которая будет включать такие модули, как перевозки по России, международные перевозки, модуль для проведения аукционов для доставки грузов, например, в труднодоступные регионы РФ, отчеты и аналитику. В ноябре 2019-го «Мегафон» запустил облачный онлайн-сервис «МегаФон-Карго», который позволяет сравнить стоимость перевозки различными транспортными компаниями, организовать совместную доставку и отследить транспортировку в режиме онлайн.