Согласно данным ОАО «РЖД», погрузка по итогам 11 месяцев 2018 года составила 1 181 млн тонн, что на 2,6% больше, чем за январь-ноябрь прошлого года. Драйверами роста являются энергетические, металлургические и лесные грузы. По оценкам ИПЕМ, погрузка за 2018 год может составить 1 288 млн тонн (рост +2,1% к 2017 году, без учета погрузки на ЖДЯ), что будет самым высоким значением за последние 10 лет.
В ноябре 2018 года погружено 107,3 млн тонн, что на 1,5% больше, чем в ноябре 2017 года. Годовой темп прироста замедляется пятый месяц подряд и по итогам января-ноября снизился до +2,6% (относительно результатов прошлого года), что не помешает добиться рекордного объема погрузки по итогам 12 месяцев. Стоит отметить, что в этом году ОАО «РЖД» начало учитывать погрузку у АО «АК «Железные дороги Якутии» (ЖДЯ), так как со 2 января 2018 года является перевозчиком на его инфраструктуре.
Каменного угля в ноябре погружено 32,2 млн т, что на 1,6% больше, чем в ноябре 2017 г. Годовые темпы роста погрузки замедлились: результат за январь-ноябрь на 0,3 п.п. ниже результата января-октября (+5,2% против +5,5%). Во внутреннем сообщении погрузка угля за январь-ноябрь выросла на 1% до 151,6 млн т, на экспорт - на 6,9% до 188,1 млн т. По данным Минэнерго России, добыча угля отечественными предприятиями за 10 месяцев текущего года составила 354,6 млн т твердого топлива (+5,4% к аналогичному периоду 2017 г.). Ожидаемый объем добычи в 2018 году оценивается в размере 425 млн т, что станет рекордным показателем для России. Экспорт угля, может обновит исторический максимум и превысить 200 млн т. Планы стран ЕС по сокращению потребления угля, а также прогнозируемая конкуренция со стороны поставщиков из Колумбии и США могут оказать негативное влияние на конкурентоспособность российского угля. Также среди рисков можно отметить неустойчивый спрос на уголь на внутреннем рынке.
Погрузка нефти и нефтепродуктов в ноябре выросла на 0,5% (к ноябрю 2017 г.) до 19,9 млн т. По итогам января-ноября 2018 года сохраняется темп роста погрузки: +0,6% (такой же фиксировался в январе-октябре). Во внутреннем сообщении погрузка увеличилась на 1,6% до 125,9 млн т, а на экспорт погрузка снизилась на 0,8% до 89,5 млн т. По данным Минэнерго России, добыча сырой нефти с учетом газового конденсата в РФ за ноябрь 2018 года составила 46,5 млн т. Объем добычи нефти по итогам 2018 года может составить 549,0 млн тонн (+0,4 % к уровню 2017 года), а экспорт должен составить 255,7 млн т (+1,2 %). На текущий момент экспорт нефти из РФ составляет около 10% от мирового предложения, однако возможное введение новых санкций со стороны США может оказать негативное влияние на конъюнктуру мирового рынка.
Черных металлов в ноябре погружено 6,2 млн т (такой же результат был в октябре), что на 1,6% выше результата ноября 2017 года. При этом годовые темпы роста погрузки замедляются: результат в январе-ноябре на 0,6 п.п. ниже результата января-октября (+8,2% против +8,8%). Во внутреннем сообщении погрузка черных металлов за январь-ноябрь увеличилась на 8% до 39,8 млн т, на экспорт – выросла на 8,4% до 31,4 млн т. В ноябре этого года Правление РЖД приняло решение продлить на весь 2019 год действующий с мая льготный тариф на порожний пробег специализированных вагонов-платформ для перевозки трубной продукции (скидка 48%). Это позволит повысить конкурентоспособность железнодорожного транспорта и привлечь дополнительный грузопоток.
Погрузка лома черных металлов в ноябре выросла на 15,4% (к ноябрю 2017 г.) до 1,5 млн т. Годовые темпы погрузки ускорились на 1 п.п. после результата января-октября (+2,7% против 1,7%). Во внутреннем сообщении погрузка лома черных металлов за 11 месяцев увеличилась на 2,3% до 13,5 млн т, экспорт – вырос на 6,2% до 1,4 млн т. В ноябре 2018 года Правлением ОАО «РЖД» еще на год продлена действующая с начала года скидка (26,4%) на внутрироссийские перевозки лома черных металлов назначением на станцию Комсомольск-на-Амуре.
Погрузка зерна снижается третий месяц подряд: в ноябре она сократилась на 4% (к ноябрю 2017 года) до 2,4 млн т. Это оказывает влияние на годовые темпы роста: результат в январе-ноябре снизился на 4,9 п.п. по сравнению с результатом января-октября (+25,9% против +30,8%). Во внутреннем сообщении погрузка зерна в январе-ноябре увеличилась на 7,3% до 9,4 млн т, на экспорт – на 41% до 15,3 млн т. В то же время, по оперативным данным ФТС России на 6 декабря 2018 года, в текущем 2018/2019 сельскохозяйственном году экспортировано зерновых культур 25 млн тонн, что на 7,8% выше, чем за аналогичный период прошлого сезона (23,2 млн тонн).
Строительных грузов в ноябре погружено 9,1 млн т, что на 9% ниже, чем в ноябре 2017 г. Темпы падения объемов погрузки ускоряются восьмой месяц подряд: результат в январе-ноябре на 0,2 п.п. меньше результата за январь-октябрь (-6,8% против -6,6%). В январе-ноябре во внутреннем сообщении погрузка строительных грузов снизилась на 6,7% до 113,7 млн т, а на экспорт погрузка сократилась на 18,1% до 1,3 млн т. По данным Росстата, за 10 месяцев 2018 года в РФ введено порядка 51,4 млн кв. метров жилья (на 3,6% ниже показателя января-октября 2017 г.). Наибольший объем за январь-октябрь текущего года был введен в Центральном федеральном округе (16,1 млн кв. метров жилья – рост +2% к аналогичному периоду прошлого года) и Приволжском федеральном округе (11,05 млн кв. метров жилья – снижение на 0,9% к аналогичному периоду прошлого года).
Погрузка лесных грузов в ноябре увеличилась на 24,1% (к ноябрю 2017 г.) до 3,6 млн т. Годовые темпы роста ускорились: результат в январе-ноябре на 1,3 п.п. лучше результата за январь-октябрь (+5,9% против +4,6%). В январе-ноябре во внутреннем сообщении погрузка лесных грузов выросла на 17,5% до 18,1 млн т, а на экспорт погрузка сократилась на 1,6% до 23,8 млн т. Стоит отметить, что контейнерные перевозки лесных грузов по сети ОАО «РЖД» во всех видах сообщения в январе-ноябре 2018 года выросли по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 41,9% и составили 349,5 тыс. ДФЭ, бумаги – 284,7 тыс. (+8,2%). Погрузка лесных грузов в адрес морских портов в январе-ноябре 2018 года возросла на 17,8%. Также, по данным Федерального агентства лесного хозяйства, арендаторы лесных участков по долгосрочным договорам (до 49 лет) за последние 5 лет увеличили объемы заготовки древесины на 15%.
Александр Слободяник, руководитель отдела исследований грузовых перевозок, Институт проблем естественных монополий (ИПЕМ)