По данным ОАО «РЖД», погрузка по итогам 10 месяцев 2018 года составила 1 073 млн т, что на 2,7% больше, чем за январь-октябрь прошлого года. Второй месяц подряд наблюдается спад погрузки зерна, но в то же время вопреки всем прогнозам продолжается рост погрузки нефтяных грузов. По оценкам Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), погрузка за 2018 год может составить 1 288 млн т (рост 2,1% к 2017 году), что будет самым высоким значением за последние 10 лет.
По итогам октября погружено 108,4 млн тонн, что на 0,3% больше, чем в октябре 2017 года. По итогам января-октября годовой темп прироста сохранился на уровне +2,7%.
Погрузка каменного угля в октябре выросла на 9,8% (к октябрю 2017 г.) до 34,3 млн т. Годовые темпы роста погрузки немного подросли: результат за январь-октябрь на 0,4 п.п. выше результата января-сентября (+5,5% против +5,1%). Во внутреннем сообщении погрузка угля за январь-сентябрь увеличилась на 2,6% до 123,6 млн т, на экспорт - на 7,4% до 152,9 млн т. По данным Минэнерго России, добыча угля за январь-сентябрь составила 317,3 млн т твердого топлива (+6% к результату января-сентября 2017 г.). По итогам 2018 года Минэкономразвития России ожидает добычи 452 млн т угля, из них более 200 млн т будут отправлены на экспорт. Сегодня доля российского энергетического угля на европейском рынке занимает порядка 40 %, на азиатском — около 9,3 %.
Погрузка нефти и нефтепродуктов в октябре увеличилась на 2,6% (к октябрю 2017 г.) до 19,7 млн т. По итогам января-октября темп роста погрузки ускорился на 0,2 п.п. по отношению к январю-сентябрю (+0,6% против 0,4%). Такая положительная динамика идет в разрез с прогнозами ОАО "РЖД" и экспертов в конце прошлого года и требует дополнительного изучения. В январе-сентябре во внутреннем сообщении погрузка увеличилась на 1% до 102,4 млн т, а на экспорт погрузка снизилась на 0,4% до 73,5 млн т. По данным Минэнерго России, объем добычи нефти в 2018 году оценивается на уровне 549,0 млн т (0,5%). Экспорт нефти составит 255,7 млн. т (1,2 % к уровню 2017 года). При этом ожидается рост поставок в страны дальнего зарубежья на 1,2 %, а в страны СНГ – на уровне 2017 года (+1,9%).
Черных металлов в октябре погружено 6,2 млн т, что равно результату октября 2017 года. Годовые темпы роста погрузки снижаются: результат в январе-октябре на 1,1 п.п. ниже результата января-сентября (+8,8% против +9,9%). Во внутреннем сообщении погрузка черных металлов за январь-сентябрь увеличилась на 9,2% до 33 млн т, на экспорт - выросла на 10,9% до 25,8 млн т. Несмотря на введение американской заградительной пошлины на сталь (введена в США с 23 марта 2018 года), наблюдается рост экспорта стальной продукции. Но стоит отметить, что ведение заградительной меры ложится в первую очередь на плечи потребителей. По оценкам Минэкономразвития России, для России ущерб от введённых мер по состоянию на сентябрь составляет 600 млн. долларов.
Погрузка зерна в октябре снизилась на 8% (к октябрю 2017 г.) до 2,3 млн т. Спад фиксируется второй месяц подряд, в связи с чем продолжает резко замедляться годовой темп роста: в январе-октябре по сравнению с январем-сентябрем он снизился на 6,1 п.п. (+30,8% против +36,9%). Во внутреннем сообщении погрузка зерна за январь-сентябрь увеличилась на 10,3% до 7,6 млн т, на экспорт - на 60,3% до 12,4 млн т.
Объемы погрузки строительных грузов уменьшились на 11,2% (к октябрю 2017 г.) до 10,3 млн т. Темпы падения объемов погрузки ускоряются седьмой месяц подряд: результат в январе-октябре на 0,5 п.п. хуже результата за январь-сентябрь (-6,6% против -6,1%). В январе-сентябре во внутреннем сообщении погрузка строительных снизилась на 5,9% до 94,6 млн т, а на экспорт погрузка сократилась на 20,2% до 1,1 млн т. По данным Минстроя России, за январь-сентябрь 2018 года в РФ введено порядка 45,5 млн кв. метров жилья, что на 1,9% ниже показателя аналогичного периода 2017 года. Свыше половины всего объема строительных работ приходится на Москву и Санкт-Петербург, Московскую область, Республику Татарстан, Краснодарский край, Тюменскую область (кроме автономных округов), Красноярский край, Республику Башкортостан, Самарскую область, Свердловскую область и Нижегородскую область.
Александр Слободяник, руководитель отдела исследований грузовых перевозок, Институт проблем естественных монополий (ИПЕМ)