Всё, что надо знать о новом аэропорте турецкого г. Стамбула.
«Самый большой, самый умный, самый безопасный»: в г. Стамбуле открыли третий по счёту аэропорт, который будет обслуживать 200 млн. пассажиров в год. Для сравнения: это в 4 раза больше, чем пассажиропоток аэропорта Дубая и в 5 раз больше, чем в Шереметьево.
Самый большой аэропорт мира
Новый аэропорт станет уже третьим в г. Стамбуле, после Ататюрка и Сабихи Гекчен. Он располагается к северо-западу от центра мегаполиса, в направлении побережья Чёрного моря, на европейской стороне турецкой столицы.
Подготовка к строительству нового аэропорта началась в 2013 г. Тендер на строительство аэропорта выиграл консорциум компаний с предложением на сумму 26,14 млрд. евро. На реализацию первого этапа строительства аэропорта было выделено 6 млрд. евро. Строительство продолжалось четыре года, было задействовано 10 тыс. рабочих, около 250 турецких и зарубежных архитекторов и более 500 инженеров. Общая площадь территории аэропорта составляет 76,5 млн кв. м.
На первом этапе аэропорт будет обслуживать около 90 млн. пассажиров; для приёма и отправки рейсов будет задействовано две взлётно-посадочные полосы.
К 2023 г., когда будут завершены основные фазы строительства, аэропорт получит шесть взлётно-посадочных полос, благодаря чему сможет обслуживать все типы воздушных судов, включая широкофюзеляжные Boing 737-800 и Airbus A380. Здесь будет 4 терминала, стоянка на 500 воздушных судов, открытая и закрытая парковки на 70 тыс. автомобилей.
Пропускная максимальная мощность нового аэропорта г. Стамбула составит 200 млн. пассажиров в год. Это больше, чем пассажиропоток всех аэропортов России за 2017 г. (180 млн. человек) и в два раза больше трафика крупнейшего в мире аэропорта Хартсфилд-Джексон (г. Атланта, штат Джорджия, США), где в 2017 г. обслужили 103 млн. человек.
Стамбульский аэропорт установил ещё несколько рекордов: его диспетчерская вышка является самой высокой из такого типа зданий в мире, а её архитектурная форма – в виде тюльпана, национального цветка Турции – не имеет аналогов, за что этот проект и получил престижную премию в области архитектуры в 2016г. Суммарная площадь кровли аэропорта сопоставима с 58 футбольными полями (461 000 кв. м).
Инфраструктура и сервисы
На территории в 53 тыс. кв. м разместятся 6 магазинов duty free, в том числе на площади в 6 500 кв. м будут функционировать роскошные бутики, в то время как 3 000 кв. м займут магазины с аутентичными турецкими продуктами питания и товарами.
Для удобства пассажиров – отель на 442 номера, 21 тысяча кресел в залах для отдыха, 640 лифтов и эскалаторов, 8 671 дверей, 239 туалетов, более 500 стоек регистрации на рейс, 228 кабин паспортного контроля, 77 выходов на посадку.
Протяжённость багажной системы составит 42 км, скорость обработки багажа – 30 000 шт./час. Будет реализована новая технология, которая позволит исключить потерю багажа. Каждая единица багажа благодаря RFID-меткам будет транспортирована отдельно, и её местоположение можно будет отслеживать на каждом этапе в специальном приложении.
В общей сложности в аэропорту будет работать 225 000 сотрудников.
Как добраться
Самая большая проблема нового аэропорта – это транспортная доступность. На первом этапе добраться сюда из г. Стамбула можно только на такси и автобусе. 150 автобусов уже работают на линии из делового центра Стамбула.
Но турки известны тем, что строят быстро. Так что сегодня интенсивно ведется строительство ветки метро Gayrettepe – Yeni, которая за 25 минут домчит от аэропорта до центра. По планам, метро придёт в новый аэропорт к началу 2021 г.
Связь и технологии
Конечно, столь мощному транспортному хабу нужно соответствующее технологическое оборудование. Для этого будут работать три data-центра, 3 267 мониторов, с помощью которых авиадиспетчеры будут следить за отправкой и приёмом рейсов.
Протяжённость оптоволоконного кабеля – 1 700 км, что соответствует расстоянию между г. Стамбулом и г. Москвой. Как ожидается, быстрым доступом в интернет в новом аэропорту одновременно смогут воспользоваться 55 тыс. человек.
Безопасность
За безопасность в аэропорту будет отвечать 3 500 охранников и более 9 000 смарт-камер наблюдения. Установлены все самые современные «умные» технологии сканирования для обнаружения взрывчатых и других опасных веществ. В перспективе будет запущена интеллектуальная система распознавания лиц.
Когда заработает в полную силу
Основной авиакомпанией, которая будет обслуживаться в новом аэропорту, станет Turkish Airlines. Именно национальный перевозчик совершил первый рейс по маршруту Стамбул – Анкара 31 октября. На первом этапе, начиная с ноября, Turkish Airlines будет выполнять 5 рейсов в день: в Анкару, Анталью, Измир, на Северный Кипр и Баку (Азербайджан). Первый международный рейс из нового аэропорта, из Стамбула в аэропорт Северного Кипра, состоялся 1 ноября.
С 30 на 31 декабря 2018г. планируется полный перевод всех полётов из аэропорта Ататюрк в новый аэропорт г. Стамбула. В частности, будут перемещены 14 000 наземных транспортных средств, на что потребуется 45 часов. Когда же, наконец, переход будет завершён, новый аэропорт навсегда получит международный код IST и станет главным аэропортом г. Стамбула.
После этого главный на сегодняшний день международный аэропорт Стамбула, названный в честь основателя Турции Мустафы Кемаля Ататюрка, будет закрыт. На данный момент он обслуживает 64 млн. человек в год.
Расположенный в азиатской части города аэропорт Сабиха Гекчен с пассажиропотоком в 31 млн. человек в год останется открытым.
По планам, полноценное международное авиасообщение нового аэропорта Стамбула с Западной Европой, Ближним Востоком, странами СНГ и Россией стартует уже с летнего расписания 2019 г.
Как ожидается, до конца 2019 г. новый аэропорт будет обслуживать около 2 000 рейсов в день по 350 направлениям, по которым будут летать 250 авиакомпаний.