Рынок перевозок негабаритных и тяжеловесных грузов: тенденции и перспективы

По оценке M.A.Research,  в 2017 г. после трех лет рецессии российский рынок перевозок крупногабаритных и тяжеловесных грузов (КТГ) продемонстрировал рост в сопоставимых ценах на 1,6%. В номинальном выражении рынок КТГ вырос на 6,3%, а его доля в объеме рынка транспортно-экспедиторских услуг превысила 2%.

Позитивные результаты во многом стали следствием выхода экономики России из фазы циклического спада. Возобновление роста реального ВВП и инвестиций в основной капитал, включая реализацию крупных проектов в нефтегазовой отрасли и энергетике, рост капиталовложений в инфраструктурные проекты, существенно увеличили спрос на проектную логистику – один из самых сложных видов перевозок, где особенно важны и практический опыт, и способность оперативно решать нестандартные технические задачи.

По данным Росстат, по итогам 2017 г. инвестиции в основной капитал увеличились на 4,4%. Высокими темпами росли инвестиции в добывающую промышленность (+8,6%), в том числе в добычу угля (+27,8%), нефти и природного газа (+ 13,4%), металлических руд (+12%). Доля вложений в добычу нефти и газа в общих инвестициях выросла до 15,6% (14,1% в 2016 г.). Рост доли инвестиций в трубопроводы («Газпром» и «Транснефть») с 9,1% до 10,2% был обеспечен повышением тарифов, привязанных к ценам углеводородов, и реализацией крупных проектов, в первую очередь «Сила Сибири».

Несмотря на санкционные меры, в 2017 г. существенно возросли объемы российского импорта товаров инвестиционного назначения, в том числе из Германии на 9,4% и Франции на 22,4%. В 2017 г. в страну было ввезено 3,9 млн т промышленного оборудования, входящего в 84 группу ТН ВЭД, что почти на 26% больше, чем в 2016 г. Высокими темпами росли перевозки негабаритных и проектных грузов из Китая (+35,4% в 2017 г.), ставшего по  итогам года крупнейшим поставщиком промышленного оборудования в Россию (35,6%). На второй позиции страны ЕС (28) с долей рынка 35%. Более чем на 40% увеличились поставки из Беларуси, прежде всего подъемных устройств и механизмов, холодильного оборудования и сельскохозяйственной техники.

Распределение импортного грузопотока товаров инвестиционного назначения РФ по странам-отправителям, 2017 г., %

 

Источники: ФТС РФ

Перспективы развития проектной логистики связаны с прогнозируемым ростом инвестиций в основной капитал в 2018 – 2020 гг. в среднем на 5,3% в год (сентябрьский прогноз МЭР РФ). С учетом негативных тенденций внешнеэкономической конъюнктуры, кредитных рисков и санкционных ограничений, а также переносов сроков реализации ввода новых месторождений, расположенных в удаленных регионах со сложными условиями разработки (в том числе проектов по освоению шельфа, трудноизвлекаемых запасов), прогнозируется оптимизация инвестиций в добычу. В результате инвестиции в добычу нефти в сопоставимых ценах к 2020 г. вырастут на 18,5% к уровню 2016 г.

Прогноз динамики рынка перевозок крупногабаритных и тяжеловесных грузов и инвестиций в основной капитал (в сопоставимых ценах), %

 

Источники: Росстат, СМИ, M.A.Research

Перспективы добычи газа сопряжены с переходом на более трудноизвлекаемые и находящиеся в более сложных геологических условиях месторождения. Кроме того, в условиях ужесточения конкуренции на рынке газа перспективными направлениями для российского газа станут рынок АТР, а также развитие проектов СПГ, что требует значительных инвестиционных затрат. МЭР РФ прогнозирует рост инвестиций в транспорт газа к 2020 г. на 9,0% к уровню 2016 г. Основная часть мега-проектов нефтегазовой отрасли сосредоточена в Сибири и на Дальнем Востоке.

Среднегодовой прирост инвестиций в 2018 - 2020 гг. в обрабатывающую промышленность (без нефтепереработки) составит порядка 4%, основным драйвером восстановления инвестиционной активности в обрабатывающей промышленности (без нефтепереработки) выступит химическое производство: крупные компании химического комплекса предполагают продолжить реализацию инвестиционных проектов, в том числе по выпуску импортозамещающей продукции. Рост инвестиций в проекты химического комплекса ожидаются на уровне 6,4% в год.

По оценке M.A.Research, в прогнозный период рынок перевозок КТГ будет расти в среднем на 3,4% в год в сопоставимых ценах и на 6,7% в год в текущих ценах. Среди основных факторов риска, прежде всего, следует выделить высокую геополитическую неопределенность, усиление торгового протекционизма и санкционных мер, существенно ограничивающих доступ к внешнему финансированию и отрицательно влияющих как на динамику инвестиций в основной капитал, так и на возможности компаний, осуществляющих доставку сложных видов грузов, эффективно работать на рынке проектной логистики.

Статья подготовлена по материалам выступления Людмилы Симоновой, управляющего партнера ИА M.A.Research, на BREAKBULK RUSSIA 2018, 17 апреля 2018, Москва, «Крокус-Экспо»

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости