Федоров Михаил, Исполнительный директор, Network Logistic
В целом ситуация на рынке транспортных услуг в конце 2021-начале 2022 может быть охарактеризована как нестабильная. Причем факторов нестабильности несколько и большинство из них имеют фундаментальный характер. Основные факторы и тенденции.
Общая ситуация:
1. Нестабильность и диспропорции глобального рынка. Причины и последствия.
Пандемия COVID19 привела к нестабильности производства во всем мире. Как следствие - Глобальные логистические цепочки изменились, замедлились и стали дороже. Это привело к увеличению грузопотока в среднем на 20%. Дефицит контейнеров и существенный рост стоимости морских перевозок сильно изменил структуру грузопотока и обусловил рост стоимости. В частности, это повлияло на рост стоимости новых грузовиков и запчастей к ним.
2. Нестабильность и диспропорции перевозок в России. Причины и последствия.
Пандемия COVID19 привела к нестабильности и росту грузопотока и в России. Увеличение объема грузоперевозок (по оценке экспертов, объем перевозок в РФ вырос на 20%) в сочетании с их нестабильностью увеличивает потребность в подвижном составе. Возник дефицит транспорта.
Причины дефицита транспорта:
Заметное число транспортных компаний, в следствии ухудшившегося финансового положения, из-за пандемии COVID19 ушли с рынка. Оставшиеся, зачастую, не имеют достаточных ресурсов для обновления парка. У большинства транспортных компаний старый автопарк выбывает, и, если раньше грузовики постепенно заменяли, то в настоящее время возник разрыв в поставках. С другой стороны, производители подвижного состава оказались не готовы к увеличению спроса на подвижной состав. Дефицит микроэлектроники замедлил и снизил выпуск нового подвижного состава, и увеличило его стоимость. К примеру, время ожидания поставки седельного тягача в настоящее время – более года, а стоимость выросла более чем на 15%. При этом спрос на транспортные услуги растет, а обновление автопарка за ним не успевает.
Дополнительно ситуацию усложнило дефицит водителей. Из-за пандемии COVID19 возник дефицит кадров. Дефицит квалифицированных водителей наблюдался в отрасли всегда, но фактор COVID19 подтолкнул многих водителей перейти в курьеры для обслуживания доставок ЕСОМ, где грузопоток вырос на десятки процентов. Дефицит водителей уже вызвал рост их заработной платы более чем на 10%.
Важным фактором, влияющим на рост стоимости перевозок, стала активная позиция Государства, выразившаяся в введении новых законов и более жесткому контролю исполнения существующих. Введение пропусков в Москве, значительное увеличение постов весового контроля и сканеров Платон, сопровождаемое введением новых, весьма значительных штрафов так же увеличило затраты транспортных компаний, которые они перенесли в стоимость перевозок.
Рост цен на топливо на 10% с начала года тоже внес свою лепту в общий рост стоимости перевозок.
В следствии всех этих факторов стоимость большинства автоперевозок выросла на 20%. А в некоторых случаях — в полтора раза.
В последние несколько лет мы отвыкли от предновогоднего пика отгрузок. В конце 2021 он вернулся. В декабре мы зафиксировали рост на 20-30% к среднегодовому. В годы Когда пик ещё был, сразу после НГ следовало резкое падение отправок на 20-30%. Первая половина Января 2022 года показывает количество отправок как минимум на уровне ноября-декабря, а в некоторые дни даже рост количества отправок к декабрю. Это вызвано тем, что не все предновогодние заказы были исполнены, владельцы груза довозят остатки. Как следствие, не снизились ставки на транспорт, которые, традиционно, снижались на 15-20% к пиковым значениям декабря. По большинству направлений ставки снизились лишь на 5-10%.
В целом я прогнозирую продолжение роста ставок на перевозки автотранспортом на 10-15% в течение года в силу большинства перечисленных выше причин, действие которых продолжится в 2022 году. Во второй половине года рост ставок должен замедлиться до уровня инфляции.