Всё ли вы знаете об услугах перевозки сборных грузов в части их возможностей по сокращению логистических затрат? Развитие этого сегмента грузоперевозок идет постоянно, возникновение новых схем происходит в режиме «нон-стоп», вариативность параметров «цена-сроки» подстраивается под разные ситуации и приоритеты. Сегодня услуги по перевозке сборных грузов становятся мощным инструментом оптимизации логистики бизнеса.
Что представляет собой рынок перевозок сборных грузов (СГ) из Европы и каких возможностей он достиг на текущий момент? За счет каких технологических особенностей сервиса и на каких этапах можно оптимизировать логистику бизнеса? На эти и другие вопросы помогут ответить эксперты Департамента перевозок сборных грузов ГК TELS –заместитель начальника Департамента Виталий Полик, начальники отделов Андрей Вусевич и Анна Важник.
***
Вначале, как перед любым серьезным разговором, определимся с понятиями. Что такое перевозка сборных грузов? Доставка сборного груза (LTL/Part loads/Groupage) – это тип доставки груза, представляющий комбинацию нескольких партий грузов от одного поставщика в адрес нескольких грузополучателей или от нескольких поставщиков в адрес одного или нескольких грузополучателей. Стоимость доставки каждой партии груза в таких случаях оплачивается пропорционально занимаемому в транспортном средстве пространству
Системное использование услуг по доставке сборных грузов позволяет сократить расходы на логистику, хотя в ряде случаев требует и определенных «жертв» в виде больших сроков доставки и непрозрачности процессов. Но в настоящий момент эти «минусы» не являются обязательными атрибутами данного сегмента грузоперевозок: на рынке уже есть сервисы, которые собирают и перевозят «классические» сборки из Европы за 5-6 дней по цене привычной для большинства импортеров двухнедельной доставки. Но – обо всем по порядку…
«Классика» доставки сборных грузов – терминальные линии
На рынке перевозок сборных грузов из Европы в страны СНГ «правят бал» терминальные линии европейских перевозчиков (чаще, литовской регистрации). Что значит «терминальная линия»? Это сложившаяся структура, которая организует прием заявок на перевозки мелкопартионных грузов, их сбор от отправителей, транспортировку с консолидацией/расконсолидацией на складах, доставку в пункт выдачи получателю. «Среднестатистическая» схема работы терминальной линии выглядит примерно так:
- оператор принимает и обрабатывает заявку на доставку мелкопартионного груза из региона – 1 день;
- региональные перевозчики в плановом режиме собирают грузы и свозят на региональный консолидационный склад – 2-5 дней;
- с регионального склада собранная масса грузов перевозится на генеральный консолидационный склад (чаще, в Литве в силу географической близости к получателям и низких цен на складские услуги) – около 3 дней;
- грузы консолидируются для отправки в регион назначения – около 3 дней;
- груз доставляется на СВХ получателя - обычно, 3-4 дня.
Итого: средний срок доставки мелкопартионного груза с помощью такой терминальной линии – около двух недель. Каждый этап в цепочке доставки стандартизирован и оптимизирован с целью сокращения затрат, поэтому большой «плюс» этой технологии – низкая цена.
Но это, пожалуй, единственный «плюс». И за эту дешевизну заказчику приходится «платить» сравнительно долгими сроками доставки, полным отсутствием прозрачности и невозможностью повлиять на качество сервиса.
Андрей Вусевич: «Однажды мы ради эксперимента решили проверить сервис одной известной терминальной линии - заказали перевозку одной паллеты груза. В понедельник груз должны были забрать в Люксембурге и к пятнице доставить в Польшу.
Все перевозки у линии осуществляются местными перевозчиками, которых мы не знаем, и прямые контакты с ними в принципе не предусмотрены. В четверг линия нам сообщает: «Мы потеряли ваш груз. Вроде, от отправителя его забрали, но при выезде с очередного хаба его не оказалось. И мы не знаем, где он - подрядчик не отвечает». Мы сами начинаем «копать» и выясняем, что перевозчик просто забыл забрать груз у отправителя, а мы об этом узнали только через 4 дня. Практика работы с терминальными линиями приводит к тому, что: а) мы сами не видим возникающих проблем и не можем оперативно отреагировать; б) клиенту невозможно гарантировать даже примерные сроки».
Сервис терминальный линий – это сервис «как есть», и это не обсуждается.
Собственные сервисы СГ провайдеров комплексных услуг
Востребованность этого вида услуг и большой потенциал для оптимизации логистических бюджетов стимулируют крупные и средние транспортно-экспедиционные компании организовывать собственные линии доставки сборных грузов. Наличие такого сервиса значительно повышает конкурентоспособность логистического провайдера.
Главное отличие схем работы собственных линий доставки СГ от сервиса терминальных линий:
а) полная прозрачность движения груза как для самого провайдера, так и для заказчика перевозки;
б) возможность управлять сроками и стоимостью доставки: можно перевезти быстрее, но дороже; можно по цене терминальной линии за 10-14 дней.
Возможность управления стоимостью доставки появляется благодаря вариативности основных логистических схем, на которые можно наложить индивидуальные приоритеты.
Принципиальные схемы доставки мелкопартионных грузов
«Классический» сборный груз - доставка товара с перевалкой на складе консолидации, когда на всех этапах в одном транспортном средстве едут товары, предназначенные для разных Клиентов. Это самый экономный вариант, идеально подходит для Клиентов, готовых планировать на перевозку от 7 до 14 дней.
«Экспресс» доставка: в одном транспортном средстве из точки загрузки в точку выгрузки едет товар, предназначенный для одного Клиента, минуя консолидационный склад. Это самый дорогостоящий, но и самый быстрый вариант автотранспортной доставки (от 2 дней в зависимости от региона Европы). Хорошая опция по скорости доставки малой партии груза – малотоннажные машины, так как на автомобили до 3,5 тонн не действуют ограничения по режиму труда и отдыха водителей, они могут ехать без обязательных пауз в пути.
Комбинированный вариант: загрузка от отправителя в малотоннажное авто с перевалкой товара на консолидационном складе и дальнейшей перевозкой в сборной машине до склада получателя (или наоборот: сборной машиной - на склад, малотоннажной - грузополучателю). Средний по стоимости и срокам вариант - от 5 до 10 дней.
Самый срочный (но и самый дорогой) способ доставки - с использованием авиатранспорта.
Эволюция в скорости доставки
На определенном этапе развития сервиса перевозок сборных грузов у комплексных логистических провайдеров может произойти технологический прорыв: при большом потоке заказов на определенных направлениях сроки доставки «классических сборок» сокращаются до 5-7 дней без увеличения стоимости.
Для примера, как работает линия доставки «сборок» из Европы у компании TELS:
- компания принимает и обрабатывает заявку на груз (0,5 дня);
- перевозчик забирает груз из любой точки Европы и доставляет на консолидационный склад в Польше (1-2 дня);
- пока груз в пути, специалисты уже формируют сборную машину, в которой эта партия груза поедет в регион назначения;
- загрузка в сборную машину и доставка в регион назначения (2-3 дня).
Благодаря чему стала возможна такая схема?
Анна Важник: «Например, у нас сегодня есть план – 80 (100, 120) грузов, которые нужно забрать из Италии, Германии или др. страны. Более 50 специалистов в штате занимаются исключительно доставкой сборных грузов. На каждом направлении узкопрофильные специалисты формируют линию доставки, координируют перевозчиков, которые быстро собирают грузы в регионе и сразу везут на консолидационный склад в Польшу. Другой узкопрофильный специалист в это время уже консолидирует грузы в комплекты по регионам назначения.
Благодаря такой отладке процессов и большому потоку грузов технологический срок доставки получается 5 дней: среда – забираем у отправителя, пятница – груз на консолидации в Польше, понедельник-вторник – товар на СВХ получателя. И цена практически на том же уровне, что и предложения терминальных линий, доставляющих грузы за две недели».
Таким образом, укорененная в сознании масс установка, что «сборные грузы – это долго», сегодня уже не является верной во всех случаях. Высокая скорость и прозрачность доставки СГ с возможностью прямой связи с водителем, контрольными точками и мгновенным реагированием на различные вводные обстоятельства становятся привычными атрибутами в сфере перевозок сборных грузов.
Андрей Вусевич: «Как-то мы разговаривали с потенциальным клиентом, у которого 80% поставок мелких партий из Италии. Назвали ему наши сроки: заберем груз во вторник и привезем в понедельник на его таможню. Клиент долго не мог нам поверить - у него только внутриевропейский транзит тогда был неделю. Пока мы ему на карте не прорисовали и в подробностях не рассказали наши схемы, разговор шел через призму: «вы меня обманываете».
И примерно в это же время был другой инцидент – с нашим постоянным заказчиком. Мы спросили у него о возможности привезти груз на 2 дня позже первоначально срока. Выслушали в ответ: «Вы обещали пять дней, я не могу ждать семь!». Полгода назад он возил через Вильнюс и о семи днях доставки даже мечтать не мог, а сегодня это повод для претензий. К хорошему привыкаешь быстро».
Потенциал для оптимизации логистических бюджетов
Попробуем суммировать основные возможности по оптимизации логистических бюджетов с помощью сервиса доставки сборных грузов. Важное уточнение: большинство описанных ниже возможностей актуальны только в случае использования собственных линий по перевозке СГ комплексных логистических провайдеров (терминальные линии такого в полном объеме не обеспечат).
Помимо понятного для всех снижения затрат в случае перевозки мелкопартионных грузов высокоорганизованный сервис доставки сборных грузов поможет:
- Сократить объемы складских запасов за счет регулярной доставки мелкопартионных грузов. Как следствие, снижение затрат на аренду складских площадей и «замороженного» в запасах капитала.
- Оптимизировать логистику бизнеса за счет объединения в сборную перевозку небольших партий товаров от нескольких грузоотправителей с минимальными сроками доставки.
- Снизить затраты на перевозку негабаритных грузов (промышленные агрегаты, машины, оборудование и т.п.) за счет перевозки в составе сборного груза с оплатой пропорционально занятому месту в транспортном средстве.
- Оптимизировать перевозки небольших партий опасных (ADR) грузов и требующих соблюдения температурного режима благодаря консолидации с аналогичными грузами составе сборного (у некоторых провайдеров есть такие предложения).
- Сократить логистический бюджет за счет регулярного использования низкоценовых (более долгих) схем доставки СГ, с наличием возможности осуществить ускоренную доставку при ситуационной необходимости.
Список этот не ограничен, возможны дополнения. Эксперты логистических провайдеров постоянно работают над расширением спектра услуг и оптимизацией логистических схем.
Виталий Полик: «Среди производителей популярна концепция управления производством «just in time». В соответствии с ней необходимые комплектующие и материалы поступают в нужное место, в нужное время и в нужном количестве. Допустим, каждые две недели вам нужны три паллеты дорогостоящих материалов. С установленной периодичностью (например, каждую вторую среду) мы будем доставлять требуемую партию товара. Это повышает экономическую эффективность предприятия, снижает себестоимость продукции, увеличивает прибыль. Такая схема применима практически для любого вида деятельности. В нашей практике такой услугой чаще пользуются производители и дилеры, которые участвуют в снабжении заводов автомобильной промышленности России и Беларуси».
Закономерный в таких случаях вопрос: чего будет стоить грузовладельцу переход от привычных «комплектных» перевозок к новым «сборным»? Насколько увеличится сложность подготовки груза и товаросопроводительных документов, а также время вовлеченности представителя заказчика в процесс организации перевозки?
Специалисты утверждают, что для заказчика никаких дополнительных сложностей не создается – комплексное обслуживание предполагает решение возникающих вопросов силами сотрудников логистического провайдера без участия заказчика, где это возможно. Клиент при этом может сам определить режим участия и контроля – количество контрольных точек и формат взаимодействия с менеджером подрядчика.
***
Тенденции в экономике ставят перед владельцами бизнеса и логистическими подразделениями компаний задачи по постоянному сокращению доли логистических затрат в себестоимости реализуемой продукции. Все, что мы описали выше – это уже действующие схемы и решения, которые оптимизируют логистику сегодня. Развитие возможностей в сегменте перевозок сборных грузов не останавливается – в момент чтения этого материала уже могут быть реализованы новые решения, о которых мы еще не знаем.
Александр Жикин
Источник: ГК TELS