Распространение коронавируса существенно сказалось на автомобильных грузоперевозках между Россией и наиболее пострадавшими странами Евросоюза, однако коллапса не произошло. Китайское направление после падения начинает восстанавливаться. Об этом свидетельствует статистика Биржи грузоперевозок ATI.SU.
Китай
Вспышка COVID-19 отразилась на транспортировке грузов из России в Китай. Перед вспышкой пандемии здесь наблюдался существенный рост, особенно в конце 2019 года. Январь 2020 года также показал положительную динамику – по сравнению с январем 2019 года рост составил 25%. Однако в феврале ситуация ухудшилась: количество заявок упало на 16% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В марте, по прогнозам Биржи грузоперевозок ATI.SU, падение окажется еще более существенным. Такая же тенденция наблюдается и по суммарному весу перевезенных в КНР товаров: в январе – на 23%, в феврале – падение на 25%, а в марте оно может составить до 50%.
Не столь однозначна статистика на обратном направлении. В январе 2019 года на Бирже грузоперевозок ATI.SU было оформлено на 37% меньше заявок на экспорт товаров в РФ, чем в январе 2019 года. Однако уже в феврале ситуация улучшилась. Мы наблюдаем даже незначительный рост – на 8% по сравнению с данными 2019 года, примерно такие же данные ожидаются по итогам марта. Суммарный вес перевезенных в Россию товаров (в тоннах) в январе 2020 года был на 42% меньше, чем годом ранее, в феврале – на 11% меньше, в марте ожидается незначительный рост.
На фоне вспышки коронавируса из Китая в Россию начали перевозить меньше оборудования и запчастей, фруктов, овощей, продуктов питания. Поставки товаров народного потребления и изделий из металла незначительно выросли по сравнению с прошлым годом. В обратном направлении стали перевозить больше пиломатериалов, досок, оборудования и запчастей, а поставки продуктов питания, древесного угля, товаров народного потребления снизились.
Италия
Перевозки из России в Италию в этом году резко сократились, причем снижение началось еще до вспышки эпидемии в этой стране. По данным Биржи ATI.SU, в январе 2020 было оформлено на 55% меньше заявок, чем годом ранее, в феврале падение составило 38%, а в марте на фоне вспышки коронавируса ожидается приблизительно двукратное снижение. Суммарный вес перевезенных грузов в январе уменьшился на 58%, в феврале снизился на 6%, а по итогам марта упадет приблизительно в два раза.
В обратном направлении основной спад мы увидим лишь по итогам марта, когда произошло ускорение эпидемии в стране и последовали жесткие карантинные меры. До этого ситуация оставалась благополучной.
По данным Биржи грузоперевозок ATI.SU, количество заявок на перевозку грузов из Италии в РФ росло: в январе 2010 года их было оформлено на 8% больше, чем в январе 2019 года, в феврале последовал резкий рост – количество заявок на перевозку грузов увеличилось на 48%. Однако по итогам марта ожидается падение. Суммарный вес перевезенных грузов в январе – вырос на 74%, в феврале был отмечен рост в 2,7 раза, а в марте ожидается сохранение прошлогодних показателей.
Евросоюз
Ситуация по Евросоюзу в целом напоминает то, что происходит на итальянском направлении – основное снижение мы увидим по итогам марта, когда началась вспышка пандемии и последовали жесткие карантинные меры. Так, по перевозкам из России в Европу мы ожидаем почти двукратное снижение по итогам марта как по количеству заявок, так и по массе перевезенных грузов. В январе и феврале на этом направлении наблюдалось небольшое снижение (10-15%).
Перевозки на обратном направлении пострадали не столь сильно – даже по итогам марта ожидается лишь незначительное снижение. Однако нужно учитывать, что до этого здесь наблюдался устойчивый рост. Так, в январе количество заявок на перевозки из Евросоюза в Россию выросли на 22%, в феврале рост составил 34%. Рос и суммарный вес перевезенных грузов – на 9% в январе и на 16% в феврале. Так что в реальности и здесь потери от коронавируса оказались существенными.
«Пока рынок грузоперевозок показывает устойчивость даже к таким глобальным потрясениям. Снижение на отдельных направлениях, которые мы видим, связано преимущественно с ограничительными мерами на государственных границах и с разрывом цепочек поставок из-за остановки производств в Европе, Китае и других странах», – отмечает Святослав Вильде, управляющий Биржи грузоперевозок ATI.SU.