Российские контейнерные операторы по-прежнему испытывают сложности с прохождением китайских границ. Помимо довольно жестких санитарных мер, установленных Поднебесной, нормализации ситуации препятствуют инфраструктурные проблемы. Как данные факторы повлияли на время транзита, когда можно ожидать улучшения ситуации и станут ли железнодорожные перевозки долгосрочной альтернативой морским ― эти вопросы мы задали Михаилу Русакову, руководителю отдела интермодальных перевозок логистической компании «ДАКСЕР».
По вашим данным, на какое время увеличились сроки доставки контейнеров из РФ в Китай и обратно?
Исходя из аналитики наших перевозок, мы отмечаем незначительное увеличение транзитных сроков поставки ― до 5 дней ― для прямых железнодорожных транспортировок от станции до станции. Однако куда чаще стали наблюдаться переносы отправлений из Китая. Поезд фактически может выехать на одну-две недели позже изначального расписания.
Какие инфраструктурные проблемы российских погранпереходов, препятствующие нормальному движению составов, вы можете отметить? Есть ли среди них те, которые можно оперативно решить?
Российская железнодорожная инфраструктура по оснащенности и развитию отстает от китайской. Обработка контейнерных поездов с нашей стороны может происходить с задержками на погранпереходах и станциях назначения даже при нормальном режиме работы железных дорог в КНР. Связано это с тем, что Китай в нормальном рабочем режиме может отправлять куда бОльшее количество поездов, чем российская сторона готова принять. Также ощущается нехватка порожних платформ.
В совокупности все эти факторы приводят к тому, что пропускную способность китайских железных дорог приходится искусственно снижать, чтобы российская сторона успевала обрабатывать входящий объем контейнеров. Оперативного решения проблемы, на мой взгляд, не существует, так как требуется глобальная реконструкция погранпереходов и станций назначения.
Коронавирусные ограничения с китайской стороны – в чем они заключаются? Как вы считаете, насколько их "жесткость" оправдана? Когда можно ожидать их смягчение или даже отмену?
Этот вопрос довольно спорный и однозначного ответа на него пока нет. Насколько нам известно, ограничения, связанные с распространением пандемии, выразились в отмене ряда поездов с определенных станций в Китае. Однако ситуацию можно рассматривать и в позитивном ключе. Если предположить, что общее количество поездов, которое могли бы обработать китайские железные дороги, упало, это может быть выгодно российской стороне, так как большинство официальных писем о задержках в отправлении поездов из Китая, связано уже не с COVID-19, а с перегруженностью погранпереходов.
Для каких грузов сейчас наиболее востребованы контейнерные перевозки в Китай? Как долго, по вашему мнению, будет длиться рост объемов контейнерных перевозок? Станут ли они долгосрочной альтернативой морским отправкам?
Наши клиенты пробуют отправить неопасные грузы и товары без батареек или аккумуляторов по прямому железнодорожному сообщению, так как стоимость перевозки до Москвы из отдельных регионов Китая, расположенных относительно недалеко от станций отправления, является оптимальной при заявленном коротком сроке поставки. Спрос на данный вид отправок сейчас весьма высок и интерес к нему только растет. Однако из-за куда более низкой пропускной способности железных дорог прямые транспортировки по ним не могут быть полноценной альтернативой морским. При сохранении текущей инфраструктуры провозные возможности быстро выйдут на пиковый уровень, выше которого развитие уже будет невозможно.