Запуск грузового движения на Крымском мосту помог снизить стоимость перевозки товаров с материковой части страны и открыл новые возможности для крымских производителей. Об этом свидетельствуют данные Биржи ATI.SU – крупнейшей онлайн-платформы грузовой логистики.
Направления и стоимость
Открытие Крымского моста в 2018 году упростило доставку грузов на полуостров и обратно на материк. Если сравнить 2017 год, когда грузовики могли попасть на полуостров только с помощью парома, и 2019, когда Крымский мост функционировал все месяцы, можно заметить, что объем грузоперевозок в сторону полуострова вырос незначительно – примерно на 5%. В тоже время количество грузов, вывезенных из Крыма, увеличилось на 45%. Это можно объяснить тем, что переправа работала достаточно эффективно, что позволяло доставлять на полуостров все необходимые товары. При этом такой способ передвижения не подходил, например, крымским производителям скоропортящихся товаров – после открытия моста у них появилась возможность выстраивать торговые отношения с соседними регионами. Несмотря на это, сейчас объемы грузоперевозок на полуостров по-прежнему в несколько раз больше, чем на материк, так как Крым – регион-импортер. Однако разница между показателями, по сравнению с 2017 годом, уменьшилась (см. график).
Еще одна тенденция – снижение средних ставок на грузоперевозки в Крым. Можно сказать, что оно было довольно значительным – от 20% до 67%, если брать в расчет перевозки из столичных регионов и крупных регионов-соседей (эти направления наиболее востребованы).
Напротив, если сравнивать стоимость перевозки из Крыма в те же регионы в 2017 и 2019 гг., то снижения не наблюдается – ставки остались приблизительно на том же уровне или немного выросли. Этот эффект объясняется тем, что до открытия Крымского моста стоимость паромной переправы перевозчики, как правило, целиком закладывали в цену перевозки в Крым, поскольку обратный рейс не был гарантирован. Из-за этого перевозки в регион были очень дорогими, а обратные, напротив, очень дешевыми. Теперь эта диспропорция частично устранена, хотя перевозки на полуостров все еще дороже, чем обратно.
Категории товаров
В 2019 году на бирже ATI.SU по сравнению с 2017 годом увеличилось количество заявок на перевозку в Крым изделий из металла (+48%), овощей (+44%), бумаги (+45%), стройматериалов (+19%) и товаров народного потребления (+12%). Спрос на оборудование и запчасти остался практически неизменным (+2%). При этом уменьшилось количество заявок на безалкогольные напитки (-62%), утеплитель (-40%), продукты питания (-10%).
В то же время из Крыма стали чаще вывозить оборудование и запчасти (+77%), ТНП (+69%), неопасные химические продукты (+61%), алкогольные напитки (+49%), продукты питания (+37%). Однако уменьшилось количество заявок на перевозку бумаги (-41%) и стройматериалов (-14%).
Интересную динамику продемонстрировала такая категория, как домашний переезд. В 2019 году на Бирже ATI.SU по сравнению с 2017 годом на 49% возросло количество таких заявок из Крыма. Однако и в регион стали переезжать чаще – количество заявок за тот же период увеличилось на 38%.
«Данные нашей биржи подтвердили прогнозы экспертов, что Крымский мост кардинально не изменит ситуацию на рынке грузоперевозок. Он помог сделать более эффективным торговые отношения полуострова с соседними регионами. Но на средние ставки перевозок из более отдаленных российских регионов и объем перевозимых грузов, по наши оценкам, он повлиял незначительно», – комментирует Святослав Вильде, управляющий Биржи ATI.SU.