На фоне очередной волны COVID-19, разразившейся на юге Китая, в одном из центров мировой контейнерной торговли, провинции Гуандун, произошли серьезные перебои в работе крупнейших южных портов страны. Перераспределение грузов из частично закрытого терминала Яньтянь в Шэньчжэне привело к гигантским заторам и в близлежащих портах, терминалах Наньша и Шэкоу. Представители компании NAWINIA оценили сложившуюся ситуацию и её влияние на мировой рынок грузоперевозок.
Чтобы минимизировать последствия вспышки COVID-19 в провинции Гуандун власти Китая приняли решение закрыть порт Яньтянь с 25 по 31 мая. В настоящее время порт работает на 30% от свой стандартной мощности, что катастрофически влияет на все морские грузоперевозки как непосредственно на юге Китая, так и в странах-назначения. Как отметили эксперты, сложности в китайских портах могут сказаться на рынке перевозок более пагубно, чем блокировка Суэцкого канала в марте текущего года.
По данным, предоставленным NAWINIA её китайским офисом, траффик в данных портах увеличился примерно на 40%, а шиппинговые и новостные агентства облетели фотографии многокилометровых пробок. Чтобы уменьшить нагрузку на терминалы, завоз грузов в порт разрешен не ранее, чем за 3 дня до отхода судна. До кризиса привезти груз в порт можно было за 5-7 рабочих дней.
Сложившаяся ситуация закономерно увеличивает и стоимость перевозок. Ставки на морской фрахт на ближайшие даты отправки взлетели. Например, по последним данным, ставки морского фрахта на шорт Si из Шанхая во Владивосток на споте у линии Maersk достигают порядка 9900 долларов.
Блокировка работы порта Яньтянь на 14 дней привела к тому, что вот уже две недели подряд порт обрабатывает порядка 25,5 тысяч TEU в день и не справляется с объемами. В результате, в пробках как в экспортном, так и в импортном направлении скопилось около 350 тысяч TEU.
«К счастью, грузов компании NAWINIA, застрявших на терминалах Яньтянь в Шэньчжэне, нет. Благодаря расположению нашего китайского офиса и локациям наших клиентов и грузоотправителей, традиционно мы осуществляем поставки через порты Шанхая, Циндао и Сямэня. Но, к сожалению, цифры говорят о том, что проблемы со сбоем в цепочках поставок в мире будут усиливаться, и можно ожидать дальнейших сложностей не только в Китае, но и в странах-назначения: в Северной Америке, Европе и, к сожалению, России», – говорит руководитель отдела контейнерных перевозок компании NAWINIA Юлия Захаркина.
По мнению представителей NAWINIA, сложившаяся ситуация может вызвать существенные задержки в поставках целых групп товаров, например, электроники. Увеличится напряженность на сухопутных маршрутах: например, на границе между Россией и Китаем. Возрастет нагрузка на железнодорожные перевозки.
Пока ситуация развивается негативно. Даже после нормализации работы южнокитайских портов им понадобится примерно месяц, чтобы обработать все грузы, оказавшиеся в пробках. А стоимость морского фрахта продолжит расти еще длительное время.