Мартовский инцидент с посадкой на мель судна Ever Given в Суэцком канале вынудил контейнерных перевозчиков задуматься о проработке альтернативных маршрутов. 25 мая 2021 года судоходная компания Maersk отправила транзитные контейнеры из стран Юго-Восточной Азии в Турцию по новому маршруту: сначала они прибыли в порт Восточный, оттуда по железной дороге были отправлены в Новороссийск с дальнейшей транспортировкой в страну назначения. О значении данного пути для рынка контейнерных перевозок и возможном влиянии на их стоимость рассказали директор по интермодальным операциям логистической компании «ДАКСЕР» Роман Ипатов и вице-президент компании Kuehne+Nagel в России и странах СНГ по морским перевозкам Марио Врлжичак.
Оценить возможное влияние данного маршрута на стоимость логистики пока затруднительно из-за постоянных колебаний ставок фрахта, считает Роман Ипатов. «Дать полноценную оценку можно будет только после запуска сервиса на постоянной основе, а также при наличии статистики по перевозкам хотя бы за трехмесячный период», ― полагает он.
Эксперты едины во мнении, что маршрут, используемый Maersk, в ближайшей перспективе не сможет конкурировать с отправками по Суэцкому каналу. Роман Ипатов отмечает, что заказчики компании «ДАКСЕР» пока не проявили заинтересованности в его использовании, поэтому логистический оператор пока не произвел по нему ни одной отгрузки. Впрочем, по мнению эксперта, у маршрута есть потенциал для развития в том случае, если провайдеры смогут организовать регулярные перевозки по доступным ценам, соблюдая сроки транспортировки.
«Ситуация с судном Ever Given заставила некоторых перевозчиков и провайдеров искать альтернативные пути, ― говорит Марио Врлжичак. ― В частности, они предлагают маршрут через Владивосток и Восточный, а затем по железной дороге через Россию. Но пока он не способен заменить основные пути в Европу, которые проходят через Суэцкий канал». Кроме того, транзитное время возрастает в связи с недостаточно развитой логистической инфраструктурой во Владивостоке и Восточном.
Эксперт также добавил, что компания Kuehne+Nagel в России рекомендует своим клиентам распределять грузопоток по различным маршрутам.