
По данным обзора INFOLine Rail Russia TOP, в первом квартале 2025 года объем грузовых железнодорожных перевозок в России снизился на 3,2% и составил 309,4 млн тонн. Несмотря на стабильный уровень отгрузки угля (94,1 млн тонн), на рынке фиксируется резкое падение активности в других ключевых сегментах.
Снижение погрузки и рост простаивающего парка
Наиболее заметное сокращение перевозок коснулось строительных грузов — минус 17,3% (35,8 млн тонн), а также нефтепродуктов (—4,7%) и руды (—2,1%). На фоне этого наблюдается рост объемов транспортировки удобрений (+12,2%) и лесных грузов (+4,5%).
Однако главной тревожной тенденцией стало увеличение числа незадействованных вагонов. В январе—марте 2025 года их количество достигло 135 тыс. единиц, что на 50% выше аналогичного периода прошлого года. Параллельно возрос и парк неисправного подвижного состава — до 104 тыс. вагонов.
Новая политика РЖД и замедление оборота
По данным INFOLine, одной из причин стала трансформация подходов РЖД к нормированию движения порожних вагонов. Это позволило добиться минимального в 2025 году оборота — 21,6 суток, но по сравнению с мартом 2024 года он всё же замедлился на 11,3%.
Ситуация усугубляется тем, что даже при высоком неудовлетворенном спросе со стороны грузоотправителей объем невывоза продолжает расти. В результате многие вагоны простаивают без загрузки, а некоторые владельцы временно выводят парк из эксплуатации.
Иностранный вагонный парк сдает позиции
Еще одной особенностью текущего периода стало сокращение числа вагонов зарубежной регистрации. В марте их количество достигло двухлетнего минимума — 55 тыс. единиц, что говорит о продолжающемся снижении иностранного присутствия в российских железнодорожных перевозках.