По оценкам Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), в 2021 году может возникнуть общесетевой дефицит полувагонов на сети ОАО «РЖД», обусловленный увеличением спроса на перевозки угля и щебня. Дефицит повысит ставки операторов на предоставление парка и создаст рыночный спрос на новые полувагоны.
Об этом рассказал заместитель генерального директора ИПЕМ Владимир Савчук на конференции «Рынок щебня России 2021» в ходе выступления с докладом по теме «Состояние и перспективы перевозок щебня железнодорожным транспортом».
«На сегодняшний день объем парка инновационных полувагонов оценивается в более чем 15,8% от общего парка грузовых вагонов, что составляет примерно 190 тыс. единиц. Резкий рост спроса на полувагоны обусловлен увеличением перевозок угля и щебня. Так, прирост перевозок угля в объеме 17,8% в мае 2021 года по отношению к маю 2020 года вызвал увеличение потребности в полувагонах на 50 тыс. единиц – рассказал эксперт ИПЕМ. — Уже в июне ожидается дефицит полувагонов не только в локальных местах погрузки, но и в общесетевом масштабе. Отрасль производства щебня столкнется с проблемой вывоза грузов. В свою очередь дефицит парка способен создать проблемы с обеспечением щебнем национальных проектов развития автомобильных дорог».
В то же время увеличение спроса на новые грузовые вагоны производства ПАО «НПК ОВК», АО «НПК «Уралвагонзавод», АО «Алтайвагон», ООО «УК РМ Рейл» и других производителей будет ограничиваться ростом цен и себестоимости производства вагонов, связанной с существенным подорожанием металлопродукции. По оценкам ИПЕМ, доля металла в себестоимости данного подвижного состава с учетом комплектующих составляет 65-75%. По данным Комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству, себестоимость производства грузовых вагонов из-за роста цен на металл ежемесячно повышается на 4-10%.