По оценкам Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), затраты грузоотправителей щебня на услуги железнодорожного транспорта сократятся в ближайшие четыре года в условиях профицита парка полувагонов. В этот период доля услуг операторов подвижного состава сократится до одной третьей от конечной стоимости перевозки.
Презентация «Стояние и перспективы рынка перевозок щебня при выполнении нацпроектов» (pdf)
Соответствующий прогноз озвучил заместитель генерального директора ИПЕМ Владимир Савчук на конференции «Российский рынок нерудных строительных материалов», организованной Ассоциацией «Карьеры Евразии» 5 марта в Москве. В мероприятии приняли участие представители крупнейших грузоотправителей и потребителей щебня, ОАО «РЖД», бизнес-объединений и экспертного сообщества.
В 2019-2020 годах погрузка щебня растет вопреки тренду на снижение общей погрузки: +1,8% за прошедший год, +3,5% – в январе текущего. Предыдущие два года погрузка щебня в годовом выражении падала (-3% в 2018 году, -1% – в 2017-м).
По оценкам ИПЕМ, изменения транспортных затрат грузоотправителей щебня, как и при перевозке угля, в большей степени зависят от ставок операторов. В 2020-2024 годах при равномерной индексации тарифов ОАО «РЖД» вклад стоимости услуг сторонних операторов вагонов в первые три года сократится, после чего их доля в логистических затратах стабилизируется на уровне 33%.
«В 2020 году начался период профицита вагонного парка, а значит, рынок железнодорожных перевозок вместо «рынка продавца» становится «рынком покупателя». Изменившаяся структура затрат владельцев вагонов, большая доля вагонов в лизинге, рост стоимости ремонтов и запасных частей, увеличение оборота вагона – все это не даст повторить падение ставок до уровня 2013-2015 годов, но и «пиковые» значения последних 2-3 лет в среднесрочной перспективе недостижимы», – отметил Владимир Савчук.
Также в условиях падения погрузки и профицита парка ИПЕМ прогнозирует заметное сокращение выпуска вагонов – в 2020-2021 годах производство снизится на 40%, причем доля полувагонов в этом объеме сократится на 8-12 процентных пункта, а их стоимость – на 10-15%. Как уже озвучивал ИПЕМ ранее, восстановление спроса на подвижной состав ожидается в 2025 году.