По оценкам Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) на основе опроса представителей рынка, проблема дефицита полувагонов для перевозки горно-металлургических грузов сохраняется, при этом улучшение по сравнению с прошлым годом отмечает меньшинство игроков на рынке. Грузоотправители, пользующиеся услугам операторов вагонов, указывают на рост ставок с начала года, а критической для бизнеса называют границу в 2033 руб. за вагон в сутки.
Соответствующие результаты были получены в результате проведенного ИПЕМ и MAXConference опроса представителей отрасли на IX международной конференции «Железнодорожные перевозки горно-металлургических грузов». Большинство участников опроса (48%) составили грузоотправители, 26% - операторы грузовых вагонов, 17% - логистические компании, 5% - представители ОАО «РЖД», 4% - другие участники. При этом 62% опрошенных ответили, что – пользуются услугами операторов грузовых вагонов, а остальные 38% владеют собственным парком вагонов.
Повышение ставок с начала текущего года отметили все респонденты, пользующиеся услугами операторов. По мнению отправителей горно-металлургических грузов, на данный момент критичной для ведения бизнеса является ставка предоставления вагона на уровне 2033 рубля в сутки.
Сохранение актуальности проблемы дефицита полувагонов для перевозки горно-металлургических грузов отметили 89% опрошенных. По мнению 42% респондентов, дефицит полувагонов в текущем году вырос в сравнении с прошлым, 37% считают, что ситуация не изменилась и 21% участников сообщили об улучшении ситуации.
Подавляющая часть опрошенных (89%) не видит потребности в вагоне повышенной грузоподъемности. Также 65% участников не видят необходимости в разработке нового специализированного вагона для перевозок горно-металлургических грузов. При этом наиболее востребованные характеристики инновационного вагона – это низкий риск отцепок в ТОР (указали 38% респондентов), увеличенные межремонтные пробеги (29%) и повышенная грузоподъемность (24%).
Согласно результатам опроса, снижение качества услуг ОАО «РЖД» и железнодорожных операторов с начала года почувствовали 44% опрошенных, 39% указали, что качество осталось неизменным и еще 17% отметили улучшение качества услуг. Улучшение ситуации с организацией железнодорожных перевозок в направлении портов за последний год заметили 25% участников (из них в порты Дальнего Востока – 60% и в порты Юга - 40%), а 75% опрошенных считают, что ситуация не изменилась.
Респонденты отметили, что к первоочередным направлениям для улучшения качества услуг железнодорожного транспорта относятся проведение предварительной сортировки (отбраковки) вагонов перед погрузкой и развитие практики движения поездов по «твердым» ниткам графика. Данные направления отметили по 27% опрошенных.
Железнодорожные перевозки горно-металлургических грузов: взгляд рынка